Хадис 4
Стадии сотворения человека, его жизненный срок и удел
С именем Аллаха!
Мир и благословение Посланнику Аллаху!
عَنْ عَبْدِ اللهِ بنِ مَسْعُوْدْ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: حَدَّثَنَا رَسُوْلُ اللهِ ﷺ وَهُوَ الصَّادِقُ المَصْدُوْقُ: » إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِيْ بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِيْنَ يَوْمَاً نُطْفَةً، ثُمَّ يَكُوْنُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ،ثُمَّ يَكُوْنُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ،ثُمَّ يُرْسَلُ إِلَيْهِ المَلَكُ فَيَنفُخُ فِيْهِ الرٌّوْحَ،وَيَؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ وَأَجَلِهِ وَعَمَلِهِ وَشَقِيٌّ أَوْ سَعِيْدٌ. فَوَالله الَّذِي لاَ إِلَهَ غَيْرُهُ إِنََّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُوْنُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إلاذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُهَا، وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حَتَّى مَايَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إلا ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا » رواه البخاري ومسلم.
Сообщается, что Абу ‛Абду-р-Рахман ‛Абдуллах ибн Мас‛уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам:
″Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдет в Огонь. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в Рай″»[1].
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
А затем.
Мы дошли до четвёртого хадиса из тех хадисов, которые собрал имам ан-Науауи – это хадис Абу ‛Абду-р-Рахман ‛Абдуллах ибн Мас‛уд, да будет доволен им Аллах.
Этот хадис является основным и базовым хадисом по теме предопределения и поэтому имам ан-Науауи упоминает его в начале свое книги.
Что касается этого хадиса, мы видим, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что каждый человек находится в утробе своей матери на протяжении 120 дней: 40 дней в виде капли, 40 дней в виде сгустка крови и 40 дней кусочка плоти. Только затем к нему приходит ангел, которому повелевает Всевышний Аллах чтобы он записал всё, что касается его жизни, смерти, удела, его счастья или несчастья.
Исходя из этого, мы видим, что некоторые правоведы дозволили то, что называю «абортом до 120 дней». То есть, если не прошло 4-х месяцев и этот плод не обрёл душу, некоторые правоведы это дозволяют. Однако, более сильное мнение – это то, что это не дозволено, кроме как если на это есть серьёзные причины. Например, если они живут среди не мусульман и не хотят иметь детей в этой стране или же есть проблема с зародышем, или проблема с матерью и т.д. Если же нет каких-либо проблем и люди просто боятся бедности, то, конечно же это делать неприемлемо. Потому что это указывает на то, что человек плохо думает об Всевышнем Аллахе. Ведь Всевышний, который даёт детей, даёт с ними и их удел. И тот, кто делает аборт (до 4-х месяцев беременности) из-за боязни бедности и т.п., конечно же он плохо думает о Всевышнем Аллахе. Поэтому в этом отношении позиция мусульман очевидна и ясна.
Что же касается аборта после 4-х месяцев, т.е. после того, как у этого плода уже есть душа, то это является запретным единогласно. Потому что это является убийством. Эта душа, когда переходит в тело – это уже человек. Если произошла какая-то беда и был выкидыш, то этого человека хоронят как всех остальных людей – ему даётся имя, делается джаназа и т.д.
Далее мы видим, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
فَوَالله الَّذِي لاَ إِلَهَ غَيْرُهُ إِنََّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الجَنَّةِ
«И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая»