Хадис 5
Осуждение религиозных нововведений
С именем Аллаха!
Мир и благословение Посланнику Аллаху!
عَنْ أُمِّ المُؤمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللهِ عَائِشَةَ — رَضِيَ اللهُ عَنْهَا — قَالَتْ: قَالَ رَسُوْلُ اللهِ: » مَنْ أَحْدَثَ فِيْ أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ » رواه البخاري ومسلم، وفي رواية لمسلم «مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
Сообщается, что мать верующих Умму ‘Абдуллах ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то внесёт в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!»»[1].
А в версии, приводимой у Муслима, сказано: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто».
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
А затем.
Это пятый хадис, который передан женой нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аишей, да будет доволен ею Аллах.
Этот хадис является весами, которыми можно взвесить деяния людей. Если хадис про намерения взвешивает скрытые деяния людей, то хадис ‘Аиши взвешивает открытые (внешние) деяния людей. Поэтому этот хадис, несомненно, является важным и некоторые назвали его одной из трёх или четырёх частей всей религии.
В этом хадисе упоминается две версии – «مَنْ أَحْدَثَ فِيْ أَمْرِنَا» и «مَنْ عَمِلَ عَمَلاً». Т.е. имам ан-Науауи привёл версию имама аль-Бахари и Муслима затем привёл версию имама Муслима.
Почему он привёл эти две версии? Нельзя было удовлетвориться одной из версий? – Нет конечно. В этих двух версиях огромная польза. Почему? Потому что они опровергают все виды нововведений.
Первая версия – «مَنْ أَحْدَثَ فِيْ أَمْرِنَا» («Тот, кто придумал в нашем деле…») – опровергает те нововведения, которые придуманы; которые являются новыми; которые вымышлены в самом начале.
Вторая версия — «مَنْ عَمِلَ عَمَلاً» («Тот, кто сделал какое-то деяние…») – опровергает нововведения, которые передались по наследству.
Поэтому, если сегодня мы скажем человеку: «Ты делаешь нововведения», он скажет – «я ничего не делаю нового. Это деяние веками делали мои отцы, деды…».
Этому человеку подходит вторая версия хадиса, потому что большая часть нововведений придуманы давно и люди переняли их и это стало религией для многих. Поэтому версия имама Муслима опровергает все нововведения, будь они новыми или придуманными, или же они являются старыми. Первая же версия опровергает новые нововведения, которые недавно придумали. Соответственно имам ан-Науауи не просто так упоминает эти две версии.