Вступление
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
А затем.
Сегодня мы начинаем курс лекций в виде семинара о разъяснении «сорока хадисов имама ан-Науауи».
Прежде чем перейдём к некоторым вопросам об этом авторе и об этой теме, будет полезным указать на некоторые данные – почему вообще учёные собирали «Сорок хадисов»?
Причина собирания «сорока хадисов»
Передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من حفظَ على أُمَّتِي أربعينَ حديثا من أَمرِ دِينِها بعثهُ اللهُ يومَ القيامةِ من زمرةِ الفقَهاءِ والعلماءِ
«Кто выучил [сохранил для моей Уммы] сорок хадисов Аллах воскресит его в Судный день среди учёных и правоведов».
Исходя из этого хадиса, многие учёные собирали «сорок хадисов». Однако, по минимальным критическим отзывам учёных, этот хадис является слабым. Некоторые сказали, что данный хадис не имеет достоверного иснада. Так, например имам Байхакы сказал:
«Это изречение распространенно среди людей, но у него нет достоверного иснада».
Сам имам ан-Науауи сказал:
«Этот хадис является единогласным в его слабости».
Однако, это не означает, что нет достоинства собирать Сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
نضَّرَ اللهُ امرأً سمِعَ مِنَّا حديثًا فحفِظَهُ حتى يُبَلِّغَه غيرَهُ
«Аллах обрадовал [удостоил чести и радости] каждого человека, который услышит от нас один хадис, запомнит его и доведёт до других».
— Сунан ат-Тирмизи, 2656.
Поэтому, услышать хадис, запомнить его и довести до других – в этом есть огромное благо. Даже если это один хадис.
Итак, даже если первый хадис является слабым, есть другие хадисы, которые указывают на достоинство передачи Сунны нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Первым, кто собрал «сорок хадисов» был ‘Абдулла ибн Мубарак[1], который умер в 181-м году по Хиджре. Т.е. один из ранних имамов Сунны. Это один из шейхов имама аль-Бухари.
После него многие учёные собирали «сорок хадисов» — Абу Бакр аль-Аджури, имам Абуль-Хасан ад-Даракутни, имам аль-Хаким Найсабури, имам Абу ‘Усман ас-Сабуни, имам Абу Бакр аль-Байхакы … Некотрые посчитали, что более 50-ти имамов, которые собрали «сорок хадисов». Но это не означает, что все эти книги были одного какого-то формата, нет конечно. Они были в разных тематиках. Кто-то, например, собирал «сорок хадисов» в вопросах единобожия; кто-то в вопросах достоинства Курана; кто-то в вопросах поклонения; о достоинствах какого-либо сподвижника или табиина; кто-то о достоинствах джихада; кто-то о нравственности и т.д. Т.е. эти труды были разного характера и имели разные цели.
Имам ан-Науауи
Что касается самого имама ан-Науауи, его полное имя Мухиддин абу Закарийя Йяхйя ибн Шараф ибн Муррий ибн Хасан ибн Хусейн аш-Шафи’и ан-Науауи ад-Димашки.
- Имя: Йяхйя ибн Шараф;
- кунья: абу Закарийя;
- лякаб (псивдоним): Мухиддин;
- из селения Науа, которое находится в Сирии: ан-Науауи;
- шафиитский мазхаб: аш-Шафи’и;
- переселился в Дамаск ещё будучи ребёнком: ад-Димашкы.
Иными словами, все его знают, как имам ан-Науауи.
Родился в 631 г. по Хиджре и когда ему исполнилось 10 лет начал изучение Курана, фикха и Сунны. Понятно, что до этого времени арабские дети изучали основные вещи – это арабский язык, грамматика, стихи, чтение, счёт… Затем уже начинали серьёзно изучать исламские науки.
Конечно, его биография очень насыщена, нам не хватит и десяти уроков, чтобы рассказать всё об этом великом имаме. Мы же упомянем три самые главные особенности этого имама, на которые указывают многие историки.
- Был очень серьёзен к требованию знаний. Любовь к знаниям с раннего детства;
- Вобрал в себя обширность полученных знаний. Т.е. он не был специалистом только в одной области, но он был из тех, кто объял огромное количество знаний: арабский язык, фикх, наука о хадисах, наука о нравственности …;
- Оставил большое наследие.
О труде «Сорок хадисов»
Какой был метод имама ан-Науауи при составлении этого труда?
Методологию имама можно сократить на несколько пунктов:
1. Выбирал те хадисы, которые являлись правилами Ислама.
Т.е. выбранный им хадис является какой-то основой, базой на которой держаться множество вопросов нашей религии.
2. Большая часть этих хадисов являются достоверными.
Если даже есть какие-то слабые хадисы – их очень мало. Поэтому, если пожелает Всевышний Аллах, мы будем их объяснять.
3. Не приводит в хадисах иснады.
Это не означает, что у этих хадисов и у имама ан-Науауи нет иснадов. Они есть, однако, чтобы облегчить их для заучивания, он не приводит иснады кроме имени сподвижника.
4. Не видно фанатичности к своему мазхабу или мнению.
Т.е. из хадисов видно, что он собрал их не для того, чтобы как-то защитить свой мазхаб или мнение, нет. Он собрал их для общей пользы мусульман.
Это основные особенности, которые упоминают учёные.
На этом, те слова, которые мы сказали об имаме ан-Науауи и его книге – наверное в этом есть достаток. Я думаю, если пожелает Всевышний Аллах, кто хочет более глубоко изучить историю этого имама, есть для этого специализированные книги о его биографии и в этом будет для него огромная польза.
А Аллаху известно об этом лучше.
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.