Изумруды Сунны, Хадис Джибрииля

Хадж. Хадис Джибрииля

Урок 16

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.


Рассказал мне мой отец ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

«(Однажды,) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха ﷺ к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об исламе”.

Посланника Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал Закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершал Хадж к дому, если сумеешь сделать это».


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.

А затем.

Переходим к пятому столпу ислама, о котором спросил в этом великом диалоге Джибриль (мир ему) нашего Пророка ﷺ и получил на его ответ, сказав, что ислам зиждется на этих пяти столпах, и что пятым столпом этой религии является Хадж к дому тому, кто имеет на это возможность. Что касается Хаджа в терминологии правоведов — это четыре области:

  1. путешествие к определенному месту,
  2. в определенное время,
  3. определенной категорией людей,
  4. для определенных действий.

Определенное место

С самого начала определим: куда это путешествие, в какую сторону, в какую страну, в какую землю отправляется паломник для исполнения этого Хаджа.

Это то, что называют «Балядуль Харам» — это запретный город, это Мекка — первый дом Аллаха, который был построен на этой земле. Если мы говорим «дом Аллаха», это не означает, что Аллах живет в нем, это первая мечеть, это дом, где поклоняются и поклонялись Аллаху с древних времен, и все пророки без исключения отправлялись к этому дому и совершали паломничество. Это то место, которое ограничено определенными границами – «Худудуль Харам», и всё, что внутри этих границ является «Харамом» — запретной территорией, т.е. там запрещено много из того, что разрешено вне этой территории. Также у этого места есть те пределы, до которых дойдя паломник, обязан перейти в состояние ихрама, паломничества, т.е. он переодевается в простые два одеяния, без разницы, является он бедным или богатым, правителем, подчиненным, все люди одевают эти два одеяния (аль изар уаль ида). Снимают с себя всю свою богатую одежду и становятся равными. С этого миката, предела, начинается их паломничество.

Запрещается паломничество к какому-либо дому, кроме дома Всевышнего Аллаха, который находится в Мекке.

Поэтому все виды паломничества в какой-либо город или могиле, или к какой-либо мечети, дереву или сосне, или долине, что бы не делали люди, называя это Хаджем — всё это является ложью и запретным. Хадж бывает только один — к дому Аллаха, который находится в Мекке.

Таким способом мы ответили на первую область этого определения — это путешествие к определенному месту — это Мекка и прилегающие к ней окрестности, где совершаются обряды Хаджа.

Что касается пределов этого места их называют «аль мауакит аль макания», т.е. пределы, которые касаются территории. И каждый народ кто приезжает в Мекку: с севера, с запада, с востока, с юга, имеет свой микат, предел, где он должен остановиться, взять намерение паломника, переодеться и войти в это состояние.

Определенное время

Вторая область — это определенное время, в которое делается этот Хадж.

Известно, что Аллах не сделал Хадж каждодневным, т.е. когда человек хочет приехать и сделать его в любое время — это является для него запретным. Именно для Хаджа установлено определенное время, которое требуется учитывать тому, кто хочет сделать этот Хадж.

Кто-то может спросить: «Почему не сделали время открытым?» Например, эти несколько миллионов людей, которые приезжают в одно и то же время, толпятся, бывают жертвы, проблемы, разве не было бы более удобным, если бы эти люди приезжали в течение года, когда им удобно, потому что круглый год в Арафа, в Муздалифе и в Мине никого нет и все эти места пустуют, это самые опасные места, где больше всего столпотворений? Почему бы им не приезжать в течение года, когда им удобно и делать Хадж как им является более комфортным? Однако ответ на это очевиден.

Во-первых, эта религия не нами придумана, это установлено Всевышним Аллахом, поэтому мусульмане не спрашивают такие вопросы. Такие вопросы могут спрашивать те, которые не верят в Аллаха и Его религию или являются крайними невеждами.

Во-вторых, у этого скопления людей огромная польза. Да, есть какие-то минусы, но они возвращаются к людям. Если бы эти люди следовали указаниям и Сунне Пророка ﷺ, не нарушали бы общей безопасности, то во многих этих проблемах был бы выход. Однако сами люди, к сожалению, нарушают какие-то самые важнейшие меры безопасности и происходит это, и к религии это не имеет никакого отношения. Однако, польза в этом Хадже то, что люди со всего мира, в таком огромном количестве собираются в одном месте, и сегодня в мире нет ни одного собрания, ни в одной религии, ни в одной стране, месте, партии, идеологии, чтобы люди могли собираться в таком количестве в одной стране и месте, и совершать один обряд. Такого нет ни у одного народа, кроме как у мусульман. Кто-нибудь, когда-нибудь слышал, чтобы 4, 5, 6 млн. собиралось в одном месте, в один день и совершало один обряд? Такого нет ни в одной стране мира, народе, религии и не может быть, кроме как в религии Всевышнего Аллаха.

Поэтому это великое благо, где люди познают друг друга, учатся друг у друга, торгуют друг с другом, делают какие-то связи, совершаются какие-то социальные и благотворительные проекты. Огромное количество блага, которое начинается именно с Хаджа, и о котором знает только Аллах сколько проектов, великих действий, деяний было с этого Хаджа. Началом всему этому был Хадж, без сомнения, и сколько зла и ненависти, недопонимания и невежества было аннулировано посредством этого Хаджа, когда люди собирались, общались, слушали друг друга, узнавали мнения друг друга и понимали, что, то расстояние, которое было между ними, было причиной для непонимания, для этой ненависти и ярости. Однако, когда Аллах собрал их, они увидели, что эти причины не имеют места, во всем можно договориться и найти общий язык. И где, если не на Хадже они соберутся, встретятся и обсудят? Поэтому благ этого Хаджа не перечесть.

Что же касается Аллаха, то Он указал в Своей достоверной книге, Священном Писании:

الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ ۚ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ ۗ 

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 197]

Эти три месяца, когда человек делает Хадж: Шаууаль, Хуль-Каъда и Зуль-Хиджа, т.е. начинается Хадж с Шаууаля. Зуль-када и зуль-хиджа, первые 10 дней, это тоже дни Хаджа. До этого и после этого нет Хаджа. Поэтому это вопрос, который имеет отношение к тому определенному времени, когда он совершается.

Таким способом упомянули первую область этой тематики — куда он совершается и вторую область — это когда он совершается, то, что называют ученые – «мауакит самания уаль мауакит аль макания.

Определенная категория людей

Следующая область изучения Хаджа – это кто те люди, которые должны совершать этот Хадж, т.е. что это за определенная категория людей, для которых Хадж является обязательным.

Чтобы Хадж был обязательным, необходимо пять условий, если в человеке есть 5 условий, то он обязан совершить Хадж, если какого-то из этих условий нет, то у него нет обязанности Хаджа:

  1. Быть мусульманином

Паломник должен быть мусульманином, потому что от немусульманина не принимается Хадж, как не принимается ни одно поклонение. Если немусульманин постится с мусульманами или дает Закят, или молится, но не принимает ислам, от него это не принимается. Потому что условием для его поклонения является шахада — свидетельство веры. Пока он не засвидетельствует свидетельство веры, от него не принимается ни одно поклонение.

Однако, кто-то может спросить: «немусульмане совершают благие деяния, такие люди есть, несомненно, дают деньги бедным, помогают сиротам, делают какие-то благотворительные проекты, каковы их деяния? Что будет с их деяниями?» На это тоже есть ответ в этой религии. Нет сомнения, что Аллах вознаградит их в этом мире, если они это делали ради Аллаха. Какая награда? Награда тем, что Он одарит их здоровьем, либо одарит благополучием в семье, либо тем, что они не будут инвалидами, либо они будут чувствовать счастье от этого и т.д., т.е. Он даст в этом мире те блага, которые они заслуживают от этих благодеяний. Если же они это делали не ради Аллаха, а для показухи, то конечно же, у них не будет никакой награды, кто бы это ни был, даже если это мусульманин. Поэтому что касается немусульман, их благодеяние, если они делают это ради Аллаха – их награда только в этом мире, однако, в следующем мире, как мы знаем, награда ждет только верующих;

  1. Быть разумным.

На сумасшедших и умалишенных нет обязанности Хаджа;

  1. Быть совершеннолетним.

На несовершеннолетних нет обязанности Хаджа, пока он не станет таковым. Если же ребенок все-таки сделал Хадж, то награда записывается его родителям. Если он взрослеет, то он обязан сделать свой Хадж, как столп ислама, он должен его совершить, на нем он остается, т.е. его Хадж в детстве не снимает с него этого столпа;

  1. Быть свободным.

Если человек является рабом, то его Хадж, который он делает, имеет награду, но, если он станет свободным после этого, он обязан совершить Хадж, как столп ислама, потому что до этого Хадж не был его столпом, это был его Хадж, который он сделал для награды и награды для его господина, однако, Хадж столп ислама, он еще не совершил. Он совершается только тогда, когда он становится свободным;

  1. Возможности (условия) для совершения Хаджа.

Это самое интересное и более спрашиваемое обычно среди мусульман

Возможности Хаджа бывают двух видов:

  1. Телесная. Когда у человека есть возможность в виде здоровья, т.е. он имеет здоровье, что может сделать Хадж;
  1. Материальная. Когда может оплатить Хадж.

Это два вида возможности, и они обе должны быть у этого человека, чтобы он сделал Хадж.

Если, например, у него есть одна из этих возможностей, но нет другой, например, он здоровый, сильный, но у него нет денег, чтобы сделать Хадж — в этом случае из казны мусульман ему могут дать Закят, потому что Закят дается на Хадж, как на пути Аллаха. Более сильное мнение, что Закят дается на джихад и на Хадж. Поэтому им можно дать Закят, чтобы он сделал Хадж. Или, наоборот, если у него, например, нет здоровья, но есть имущество — в этом случае, он обязан дать это имущество человеку, который сделает за него Хадж. И более сильное мнение, чтобы он сделал Хадж с той страны, откуда этот человек, который дает за это оплату. Так, например, если человек живет в Китае, он не может дать человеку, который живет в Джидде или в Рияде, чтобы он сделал за него Хадж, он должен дать деньги тому человеку, который живет в Китае, то, что является «Аль-када мислюль ада», как говорят правоведы, т.е. тот, кто за кого-то что-то делает, должно быть таким же, как если бы это делал первый. Поэтому это более сильное мнение, если кто-то не может сделать Хадж по здоровью, и он поручает это кому-то, оплачивает ему, чтобы он сделал Хадж за него, то он должен сделать с той же страны откуда он сам. Он делает за него Хадж, он оплачивает ему дорогу туда и обратно, а также на его семью точно также, как если бы он сам делал Хадж, он не может делать Хадж, если у него нет финансов на дорогу туда и обратно и проживание там, а также на его семью в его отсутствие, то же самое он оплачивает этому человеку.

Является запретным делать из этого торговлю, как это мы иногда слышим, когда некоторые говорят, кто сделает Хадж за такую-то сумму, другие отвечают: «нет, за такую я не сделаю, а за такую-то сделаю», т.е. как будто какое-то торговое отношение, это является запретным. Однако тот, кто, например, хочет, чтобы за него сделали Хадж и он не может сделать сам по состоянию своего здоровья, либо он хочет, чтобы сделали за его умершего родственника, за его отца, мать, он имеет право кого-то назначить, чтобы он сделал за него Хадж, но это не должно быть в виде торговли, он должен посмотреть затраты, которые были бы на нем, если бы он мог делать этот Хадж, и эти затраты дать этому человеку, чтобы он также комфортно, с удобствами сделал этот Хадж, как сделал бы он, если он ехал в этот Хадж. Таким способом, это является для него Хаджем также, как если бы он сам сделал его. Однако, тот, кто делает за него Хадж, является условием, чтобы он сам сделал Хадж ислама, т.е. этот столп он должен снять с себя в первую очередь. Если же он сам никогда не делал Хадж, он не может сделать за кого-то. Поэтому это две важные темы, которые касаются возможности: либо телесной (здоровья), либо материальной (оплатой этого Хаджа).

Что касается женщин, некоторые добавляют третье условие, и даже некоторые добавляют третье и четвертое условия. Они говорят:

  1. Женщина не может сделать Хадж, кроме как с махрамом.

То есть ее мужем, отцом, братом или ближайшим родственником мужчины, который для нее махрам, и она обязана оплачивать этому махраму его затраты.

Если она, например, хочет сделать Хадж и у нее условие для этого Хаджа является махрам, она платит этому махраму за этот Хадж, за его поездку с ней туда и обратно и проживание его, и проживание его семьи пока его нет – всё она платит от себя, т.е. это ее обязанность.

Некоторые ученые сказали, что разрешается женщине совершать Хадж без махрама, если она в группе доверенных женщин, и дорога является безопасной. Как сегодняшнее время, например, дороги являются безопасными, люди прилетают на самолётах, и если они в группе доверенных женщин, то в этом нет ничего страшного. Из того, что передается от Усмана (да будет доволен им Аллах), когда он сделал Хадж с матерями правоверных, т.е. он был в этом караване, где были матери правоверных, группа женщин, и он привез их в Мекку, и они сделали Хадж, как это передаётся в преданиях от сподвижников. Поэтому с многими не было махрамов, но они были в группе доверенных женщин, и путь был безопасным, поэтому некоторые это дозволили.

  1. Чтобы женщина не была в идда.

То есть в том сроке, когда она находится в своем доме после смерти ее мужа. В это время ей запрещается выезжать в путь, когда она в идда, как это известно 4 месяца и 10 дней, женщина после смерти своего мужа должна находиться у себя дома, и не имеет права выезжать из своего дома, кроме как в крайних каких-то необходимых случаях, в основе своей, она остаётся в доме ее мужа.

Таким способом указали третью область этой тематики – это категория людей, которая совершает Хадж. Это пять условий для кого Хадж является обязательным и в добавку к этим условиям, ученые упоминают два условия касаемо женщин – это, чтобы она не была в идда после смерти мужа, и чтобы с ней был махрам или же как минимум с ней была группа доверенных женщин, и путь бы был спокойным и безопасным. Таким способом завершили три области изучения Хаджа.

Определенные действия

Что такое действия Хаджа – это особенные, определённые действия, которые он должен совершать.

Хадж делится на несколько действий:

1) Столпы Хаджа.
Т.е. то без чего Хадж не имеет места вообще. Тот, кто не сделал какое-то из этих столпов, его Хадж вообще не принимается. И ничто не может быть этому искуплением, он должен вернуться на следующий год, или, когда он сможет и сделать Хадж этот Хадж еще раз.

2) Уаджибат — обязательные действия в Хадже.
Это те действия, которые, если он не сделал их по неосторожности или же преднамеренно, то он делает искупление для этих действий, и его Хадж принимается, он должен их искупить;

3) Сунна в этом Хадже.
Сунны, которые пришли от Пророка ﷺ, оставление которых не влияет на Хадж, т.е. если ты их сделал, то совершил сунну и тебе будет больше награды, если же не сделал, то не влияет на Хадж и не требуется от тебя никаких искупительных действий.

Это три категории, которые касаются этого Хаджа.

Что касается первой категории — столпы Хаджа, то на чем основывается Хадж — это 4 столпа Хаджа. Если кто-то не сделал один из этих столпов, то его Хадж не принимается, и ничего его не может искупить, нет никакого искупления для этого, он должен вернуться на следующий год, или когда он может и заново сделать этот Хадж. Три из этих столпов единогласны среди ученых, что они являются столпами. На счет четвертого столпа есть разногласия, но более сильное мнение, что это является столпом и оставление его нарушает Хадж.

Что же это за четыре столпа Хаджа?

Столпы Хаджа

  1. Намерение.

Человек, который заходит в этот обряд, должен вознамериться. Если у него не было намерения, то его Хадж не принимается, потому что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ

«Поистине, деяния по намерениям»[1].

Многие путают между намерением и одеванием ихрама, у многих есть путаница в этом, например, если они проехали через микад и забыли одеть ихрам, или перепутали и не одели ихрам, они говорят: «все, у нас Хадж не приминается, потому что мы не одели ихрам». Не это имеется в виду «по намерениям», даже, если ты проехал микад, но у тебя было намерение, твой Хадж принимается, однако то, что ты не надел ихрам — это нарушение уаджиба, и ты должен возместить этот уаджиб. Однако, твое намерение от этого не нарушается и остается. Если ты приехал и вообще не намеревался, ты заехал в Мекку с намерением торговли, начался Хадж, и ты весь Хадж ходил с паломниками, торговал с ними, но у тебя не было намерения Хаджа — у этого нет Хаджа и это понятно, потому что деяния по намерениям. Поэтому у человека должно быть намерение сделать Хадж. И когда он проезжает микад, у него есть это намерение, если он заезжает с намерением сделать Хадж, даже, если он не надел ихрам. Да, это ошибка и нарушение, но это не нарушает и не влияет на его Хадж. Это первое условие Хаджа, чтобы у него было намерение сделать Хадж.

  1. Стояние на Арафа.

Хотя бы мгновение этого дня человек должен стоять в этой долине. Если он не одно мгновение не стоял в этот день или ночь в этой долине, то у него Хадж не принимается, потому что Пророк ﷺ сказал:

«Хадж – это Арафа»[2]

То есть если человек вознамерился сделать Хадж, приехал и все время сидел в Мекке, не выезжал ни в Арафа и никуда не ехал, то его Хадж не принимается, потому что он не сделал столпа этого поклонения, обряда — это нахождение паломника в день Арафа в долине Арафа, он обязан там находиться, хотя бы мгновение он должен зайти туда или в этот день, или в эту ночь;

  1. Семикратный таваф вокруг Каабы.

Как сказал Всевышний:

وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ

«…и пусть обойдут вокруг [совершат обряд таваф] Древнего Дома [Каабы]»
[Сура «Аль-Хадж» аят 29]

Человек, который приехал в Хадж и не сделал таваф этого Хаджа — у него нет Хаджа. Поэтому часто задают вопрос: «те женщины, у которых бывает цикл. Например, приезжает группа людей, и у них начинается цикл, и они не сделали таваф, и время проходит, группа людей уезжает, и она до сих пор не сделала таваф Хаджа. Что ей делать в этом случае?» Некоторые правоведы ответили, если такова ситуация, что она не может остаться одна, и что ее группа уезжает, то она имеет право сделать все предосторожности и сделать этот таваф, она имеет на это права. Она делает все причины для того, чтобы этот великий дом, священное место не было осквернено и делает после этого таваф, даже в этом состоянии, во время хайда. Это как исключительная мера и исключительная фетва только для таких женщин.

  1. Саи — бегание между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва.

Как сказал Всевышний:

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ ۖ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا ۚ وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 158]

Это является условием Хаджа.

В этом четвёртом условии есть разногласия: некоторые сказали — это уаджиб и не является условием, но мнение большинства, что это является условием. Поэтому, если человек приехал в Хадж и не сделал одно из этих 4-х действий, то его Хадж не принимается.

Мы встречали группы, к сожалению, людей с России, с некоторых мусульманских республик, которые нам говорили, что несколько лет они делали Хадж и не знали, что такое Арафа, Мина, многого из столпов этого Хаджа. К сожалению, это имеет место, потому что те, кто привозит их, не заботится, чтобы научить их правильно совершать Хадж, не во всех случаях конечно, но это имеет место.

Поэтому эти четыре столпа этого Хаджа являются крайне необходимыми, без них нет паломничества, все остальное, дорогие братья и сестры, это уаджибы, сунны, если человек не сделал, то может это восполнить, искупить, но это не влияет на его Хадж, то его Хадж будет принят, его Хадж имеет место. Но тот, кто не сделал одно из этих четырех действий, его Хадж не принимается. Поэтому самое главное в этом уроке — именно четыре столпа этого халжа. Если люди ничего не поняли из этого урока, кроме четырех столпов, этого достаточно, чтобы они обратили на это внимание, и когда они будут делать Хадж, были более внимательны именно к этим четырем столпам.

Таким способом, мы обзорно, вкратце обсудили тематику Хаджа с этих четырех позиций:

  1. куда этот Хадж делается,
  2. когда он делается,
  3. кем он делается,
  4. как он делается, т.е. эти 4 столпа — самые главные в Хадже.

Что же касается всего остального — это является уаджибом, обязательным и необходимым, но это не влияет на то, что примется у тебя Хадж или нет. Поэтому тот, кто делает Хадж, он уже изучает это более подробно. Конечно, нужно делать Хадж по Сунне нашего Пророка ﷺ, как он делал, также и мы должны его делать, а не так, что просто взять эти четыре столпа и остальное оставить. Конечно же, надо знать, люди, которые едут в Хадж, обязаны знать, как его делать правильно по Сунне.

Часто задают вопрос паломники: «что им делать, если их руководители принимают решение во время Хаджа в противоречие сунне Пророка ﷺ?». Если они некоторые ритуалы делают позже или раньше, или делают неправильно и т.п. В этом отношении надо быть мудрым. Известно, что сподвижники говорили:

«Делайте Хадж, как говорят вам ваши руководители».

Это приводится в достоверном сборнике имама Бухари.

Поэтому, если руководители хотят сделать как-то пораньше или что-то попозже, и это не является настолько большим нарушением, что нарушает Хадж, то нет проблем, можно последовать этому руководителю, потому что он лучше знает, что является для его группы, потому что он отвечает за питание, безопасность, переезд этой группы, он ответственный, поэтому его надо слушаться.

Если же он сказал: «в этом году мы не поедем на Арафа, потому что там много людей», конечно же, в этом случае не надо слушаться его, потому что этот столп Хаджа не обсуждается ни с кем. Однако, если он скажет: «мы не поедем утром, мы поедем в обед, то конечно, его надо слушаться, или же он скажет: «мы не можем поехать днем, мы поедем ночью» — нет проблем. Самое главное, чтобы вы были в этом месте и время, хотя бы одно мгновение. Поэтому надо рассматривать этот вопрос со всех сторон, и не должно быть крайностей ни в одну сторону, т.е. что бы не сказал руководитель, надо следовать ему, даже, если надо оставить столп этого Хаджа — это одна крайность. И в другую сторону, когда руководитель не оставляет столпы Хаджа, но делает нечто из каких-то изменений в этих ритуалах, которые не влияют на сам Хадж, может быть это самое слабое мнение, но это не влияет на сам Хадж – в этом случае обязательно следовать ему, чтобы был порядок.

«Если хотят здоровому человеку оплатить Хадж, а он отказывается, будет ли на нем грех?».

Он имеет право отказаться, это не является для него обязательным, это благодеяние, и, если он может сделать это благодеяние, он делает. Если он не может это сделать, он занят чем-то другим, то он может отказаться, нет в этом никаких проблем.

«Можете разъяснить Хадж за покойного: можно делать только за того, кто сам попросил об этом или за любого покойного?»

Можно делать Хадж за любого покойного мусульманина. Более того, если этот покойный имел возможность сделать Хадж, например, у него появились деньги, он собирался поехать в Хадж, и в этом году он умер, не успел поехать в Хадж. То в этом случае является обязательным вычесть из его наследства или из его имущества, которое он оставил деньги на Хадж, которые он оставил, чтобы сделали за него Хадж его ближайшие родственники или его друзья и т.д. Только после этого делят это наследство. Наследство не делят между наследниками, пока не выделят эту сумму для Хаджа, потому что для него в этом году этот Хадж стал обязательным. Тоже самое, если у человека есть дом, например, и в большей части дома он не живет, и он говорит, что у него нет денег на Хадж. В этом случае, он обязан продать ту часть дома, в которой он не живет, чтобы поехать на Хадж. Это его обязанность, потому что это столп ислама. К сожалению, многие мусульмане сегодня в отношении Хаджа проявляют небрежность. Поэтому каждый, кто имеет имущество, которое дозволяет ему поехать на Хадж, он обязан в этом же году, когда у него появилось имущество, поехать туда. Например, продать свой айфон, не обязательно, чтобы у человека был айфон, он может купить другой телефон, а на деньги айфона поехать в Хадж. Если он не делал Хадж и если ему машина дорога, не обязательно ездить на дорогой машине. Продай свою машину, купи более бюджетную и поезжай на Хадж. Это является обязанностью, это столп ислама. За это Аллах будет спрашивать, если ты не сделал его по небрежности, если у тебя была возможность, но не сделал – это огромный грех. Если же ты отрицал, то это вообще является неверием. Аллаху аглям.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.