Изумруды Сунны, Хадис Джибрииля

Молитва. Хадис Джибрииля

Урок 13

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам.


Рассказал мне мой отец Умар ибн Аль-Хаттаб, который сказал:

«Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах, с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе».

Посланника Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершал хадж к дому, если сумеешь сделать это…»


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.

А затем.

Продолжаем изучение великого хадиса, который называют «хадис Джибриля (мир ему)», и который, несомненно, является матерью Сунны нашего Пророка ﷺ.

В этом хадисе мы найдем основы нашей религии, и если люди будут обучаться этому хадису, изучать его и передавать его своим потомкам, родственникам, детям, то это будет огромное благо, потому что этот хадис включает в себя всю религию либо напрямую, либо косвенно, в этом хадисе вся религия. В прошлый раз мы изучали то, что касается свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха. Сегодня мы переходим к следующему столпу, который упомянул Пророк ﷺ в этом предании. Он ﷺ сказал, когда у него спросил про Ислам:

«чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Аллаха и выстаивал молитву…».

Таким образом, молитва является вторым столпом Ислама, и слово молитва «الصَّلَاةَ» в арабском языке означает дуа, мольба, как сказал об этом Всевышний:

وَصَلِّ عَلَيْهِمْ ۖ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ ۗ

«Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них»
[Сура «Ат-Тауба», аят 103]

А также, как это приводится в достоверном сборнике имама Муслима:

«Если кого-то из вас позвали или пригласили, и он является постящимся, то пускай он помолится (فَلْيُصَلِّ) за них (за хозяев)»[1].

То есть сделает мольбу за этих людей, пускай он ответит на приглашение и не разговляется, однако, сделает дуъа за них и уйдет.

Поэтому в арабском языке слово «الصَّلَاةَ» означает мольба, однако, Шариатское определение слова «молитва» — это те слова и деяния, которые начинаются с такбира и завершаются таслимом, с правильным намерением и со всеми теми условиями, которые имеют место. Молитва в нашей религии делится на два вида: обязательная и добровольная.

Что касается обязательных молитв, то их пять, и тот, кто говорит, что «есть какая-то шестая молитва, что она является обязательной» — эти слова являются опровергнутыми, чем достоверным хадисом, когда Пророк ﷺ послал Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, он сказал ему:

«Ты придешь к народу из людей писания и пускай к первому, к чему ты их призовешь, будет свидетельство, что нет божества, кроме Аллах, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, если они тебе в этом подчинятся, то сообщи им, что Аллах обязал им совершать пять молитв»[2].

Он ﷺ не сказал шесть молитв. Известно, что он ﷺ послал Муаза в конце своей жизни.

То есть никто не может сказать, что «это было в Мекке или в начале мединского периода, а потом было узаконено то, что называют шестой молитвой – «аль уитр», как говорят об этом некоторые правоведы. Однако аль-уитр является обязательным для хафизов Курана, которые должны повторять Куран и иметь определенную ответственность за этот Куран, совершая тахаджуд и аль-уитр по ночам, без сомнения. Однако для всех остальных мусульман — это не является обязанностью.

Поэтому обязательных молитв в нашей религии только пять. Все остальные молитвы являются либо сунной муаккада, т.е. необходимыми суннами, которые Пророк ﷺ оставлял только в крайнем случае, либо просто суннами, которые он иногда делал, иногда оставлял.

Что касается того, кто отрицает эти пять молитв, ученые Ислама единогласны, что такие не являются мусульманами. Однако, возникло разногласие в том, кто их не отрицает, не говорит, что это необязательно, что это не фард, что Аллах не обязал к этому, он признает их, но не молится, оправдывая себя какими-либо оправданиями. По вопросу этих людей у ученых есть разногласия, как это известно. Некоторые сказали, что он является мусульманином — великим грешником, который за это будет отвечать перед Аллахом великим наказанием, но он остается мусульманином, некоторые сказали, что человек, который не молится, не может быть мусульманином, потому что Пророк ﷺ сказал:

العَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمْ الصَّلاَةُ ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ

«Завет между мной и ими – молитва, кто оставил ее, поистине, проявил неверие»[3].

А также слова Абдуллаха ибн Шакъикъ, который приводит имам Тирмизи, что сподвижники не видели оставление чего-то неверием, кроме как оставление молитвы. Однако большая часть ученых отвечает на эти самые сильные два довода этой группы ученых тем, что Абдулла ибн Шакъикъ, во-первых, не встречал всех сподвижников, он встретил не больше десяти, как это известно, и его мнение было основано на основе этих десяти сподвижников, как максимум. Однако, есть от сподвижников указания на то, что они не считали это мнение приемлемым для себя, как хадис Хузейфы (да будет доволен им Аллах). Что же касается хадиса Пророка ﷺ, то они отвечают на этот хадис, говоря, что хадис подразумевает неверие, которое не выводит из Ислама, потому что неверие в текстах шариата бывает большим и малым. Большое выводит из Ислама, малое – не выводит из Ислама, доводом они берут аят из Курана, в котором Всевышний Аллах говорит, что:

وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ

«…Он прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает…»
[Сура «Женщины», аят 48]

Оставление молитвы, они говорят, подходит ко всему, что кроме ширка. Поэтому только многобожие Аллах не прощает в том случае, если человек умирает на нем, однако все остальные деяния Аллах прощает кому пожелает, т.е. он находится под желанием Всевышнего: захочет простит его, захочет накажет. Это мнение большинства ученых. Также они берут доводом хадис, который привел Абу Дауд, в котором Пророк ﷺ сказал:

«Тот, кто выполнял эту молитву, то между ним и Аллахом есть завет, что Он введет его в рай. Тот же, кто не выполнял ее, то у него нет завета перед Аллахом, захочет Он его простит, а захочет накажет».

Этот хадис явно указывает на то, что человек, который не совершает эту молитву, но не отрицает ее обязательность, не становится неверным. Однако, это не говорит о том, что мы оправдаем этого человека постоянно и во все ситуациях, напротив, если он живет среди мусульман, где распространены знания, где все люди молятся, то несомненно, первое мнение более сильное в этой ситуации. Однако в тех странах, где распространено невежество среди людей, искажённый Ислам, ведется борьба с Исламом всеми возможными методами и ученых мало, в этих странах скорее всего будет более подходящим второе мнение.

Сама молитва имеет несколько глав для изучения. Во-первых, это условие молитвы.

Для того, чтобы совершить молитву, у человека должны быть условия. Если у него нет для нее условий, то это молитва вообще не совершается в основе своей, и как приводят ученые этих условий девять.

Как сказал поэт:

Молитва. Хадис Джибрииля

«Девять условий этой молитвы являются полными – Разум, тамииз, Ислам, Тахара, возможность совершить ее, покрытие, время, направление на Кыблу и намерие, место которого в сердце».

Девять условий молитвы

1. Разум.

2. Чтобы человек вышел из детства.
Даже если он не стал до конца совершеннолетним, он вышел из детства и приблизился к совершеннолетию, то это условие для этой молитвы;

3. Ислам. Чтобы он был мусульманином.
Если человек является неразумным или ребенком, или не мусульманином для них нет обязательности молитвы, и даже если они молятся, от них это не принимается. Если это касается ребенка, то тот, кто обучает этого ребёнка, ему идет награда, однако, ребенку нет никаких молитв;

4. Тахара – очищение.
Это очищение тела большим и малым омовением, это очищение одежды от всякого наджаса, очищение места, где человек совершает эту молитву, чтобы это место было чистое, он не имеет права совершать молитву там, где есть наджас. Поэтому очищение является условием для молитвы. Если у человека нет омовения, он не может становиться на молитву.

Для этого омовения есть тоже свои условия, свои обязательные действия и как правильно брать омовение и большое омовение, и что их нарушает — все это изучается более подробно в научных кругах тех людей, которые обучают этим подробным знаниям, которые необходимо знать каждому мусульманину и мусульманке, без сомнения, нужно знать, как правильно брать омовение, совершать молитву, что нарушает молитву, омовение, какой водой можно пользоваться и какой нельзя пользоваться и т.д., т.е. эти знания касаются всех людей. Это не знания, которые могут только изучать в шариатских факультетах, нет, эти знания необходимо изучать каждому человеку, потому что каждый человек молится, это фардуль айн. Как это известно, из правила, хотя мы договорились не упоминать правила, потому что их трудно объяснять, гласит:

«Всё без чего обязательное невозможно совершить, является обязательным».

Т.е. человек не может совершить молитву без омовения, поэтому совершить омовение для него является обязательным. Человек не может совершить омовение, не узнав о нем, как его совершать, поэтому узнать, как взять омовение, является для него обязательным. Человек не может совершить омовение, не очистившись в отхожем месте, поэтому он должен сделать это очищение в отхожем месте прежде, чем взять омовение. Все это взаимосвязано. Поэтому это является условием, если какое-то из этих условий нарушено, то он в основе своей не встает на молитву, кроме как в исключительных случаях, которые упомянуты в книгах правоведов;

5. Аль-Кудра — иметь возможность совершить ее.
Если человек лежит в коме, например, он не может ее совершить, если он больной настолько, что не может двигаться, он может не разговаривать, не поднимать глаза, этот человек не имеет возможности ее совершить, однако, если он, как минимум, может шевелить глазами и может произносить языком, то он совершает ее так, как может: лежа на спине, на боку, сидя, как он может, он ее совершает;

6. Ас-Ситра. Человек должен покрыть свое тело для этой молитвы.
Что касается женщины, она покрывает свое тело, кроме лица и кистей рук. Некоторые ученые также упомянули стопы, т.е. это не является ауратом для нее в молитве, она имеет право открывать лицо, кисти рук и стопы ног, остальное все, что касается ее тела, должно быть покрыто.

Что же касается мужчины, то это его аурат, как это известно то, что он должен покрывать в молитве известно, что Пророк ﷺ не молился с открытыми плечами, открытой головой, без покрытия, без какого-нибудь головного убора, кроме как во время хаджа, поэтому молитва — это то место, когда человек общается со своим Творцом. Если бы он сегодня был позван на прием к президенту или к королю, несомненно, он наделся бы наилучшим образом, а разве Аллах не достоин того, чтобы перед Ним одеться наилучшим образом? Поэтому надо одеваться наилучшим образом перед Аллахом в молитве.

Как говорит Всевышний Аллах:

خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ 

«…Одевайтесь у каждого места поклонения красивыми одеждами…»
[Сура «аль-Араф», аят 31]

Т.е. берите красивые одежды для каждого места поклонения.

7. Время молитвы.
У каждой из этих пяти молитв есть свое время. Если человек совершил молитву до наступления этого времени, у него она не принимается, поэтому он обязан совершить ее вовремя тогда, когда Аллах узаконил эту молитву:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

«…Поистине, молитва была обязательной для верующих в определенное время»
[Сура «Женщины», аят 103]

8. Человек должен повернуться в сторону киблы.
Если он делает молитву в какую-то другую сторону, то эта молитва не принимается, если только в крайних ситуациях, когда он не знает, когда он, например, под арестом или не знает, где находится кибла, и сделал все усердия, и все возможности, чтобы узнать, но ошибся — в этих ситуациях принимается. Однако, зная, где кибла, повернуться в другую сторону и совершить молитву — эта молитва не принимается, потому что условием для этой молитвы является то, что человек должен повернуться в сторону киблы;

9. Намерение, которое является деянием сердца.
Место этого намерения — в сердце, не так, как сегодня произносят это намерение на словах, потому что слово «النية» от слова نوات, когда мы едим финики, мы находим косточки — это نوات, тоже самое «النية» то, что внутри человека, поэтому намерение произносится в сердце. И тот, кто говорит, что намерение произносится языком, у него нет на это довода из Курана и Сунны.

Это девять условий молитвы.

Если отсутствует какое-то условие, то он не становится на молитву, кроме как в каких-то исключительных случаях, когда у человека нет одежды, например, или одежда загрязнена наджасом, и он не может ее поменять, и он должен молиться, и нет воды, например, и нет таямум, чем взять, нет песка, или, например, он не знает, где кибла, т.е. в каких-то исключительных ситуациях дело меняется. Однако, в основе своей человек должен молиться, имея все эти условия для этой молитвы. То же самое это касается, например, столпов молитвы, у которой их 14, и человек должен исполнить внутри молитвы. Если условие – это до молитвы, то столпы — это внутри молитвы. Потом у молитвы есть уаджибаты — обязательные действия, также есть сунны, также есть то, что является нежелательным и есть то, что нарушает ее полностью. Поэтому все эти детали, вопросы каждый мусульманин и мусульманка должны изучать подробно, потому что это второй столп его религии, это самое важное дело в его жизни после веры. Я не знаю из деяний что-то, что может быть лучше молитвы после свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Его. И это то поклонение, которое было передано Пророку ﷺ без посредников. Мы знаем, что Джибриль приходил от Аллаха с повелениями тех или иных поклонений, однако молитва была передана нашему Пророку ﷺ напрямую без Джибриля, в ночь, когда была аль-Исра аль-Миърадж, когда Аллах приблизил его к себе приближением. В эту ночь Аллах и сообщил ему об этой молитве, что он обязан выполнять ее, он и его Умма, его последователи.

Поэтому молитва — это очень важный вопрос в нашей религии, те, кто не совершают ее, находятся в огромной опасности, те, кто небрежен к ней, находятся в огромной опасности, и Аллах, несомненно, помогает своим рабам, которые исполняют ее должным образом, и Аллах обещает им великую награду.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.