Изумруды Сунны, Хадис Джибрииля

Основы веры. Хадис Джибрииля

Урок 17

Полную версию урока вы может прослушать в аудио формате.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров. Благословление и приветсвие почтеннейшему из пророков и посланников – нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем сподвижникам.


Рассказал мне мой отец, Умар ибн аль-Хаттаб, который сказал:

«Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-черными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Этот человек сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о вере» …


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.

А затем.

Продолжаем изучать великий хадис Джибриля, мир ему, в котором он пришёл к Пророку ﷺ и задавал ему эти удивительные вопросы – основные вопросы этой религии для того, чтобы обучить сподвижников и людей тем базовым основам, которые необходимо знать каждому.

После того, как он ответил на вопрос «Что такое Ислам?» и Джибриль, мир ему, в образе мужчины получил достаточно явные и понятные ответы, он сказал Пророку ﷺ: «ты сказал правду» (صدقت). Сподвижники удивились этому: как человек задает вопрос, потом подтверждает правильность ответа, говоря «ты сказал правду»? Это говорит о том, что спрашивающий человек знает об этих ответах. Сподвижники удивились этому методу, ведь они не знали, что этот человек Джибриль, мир ему. Они полагали, что это один из бедуинов, пришедших с пустыни в поисках ответа на свои вопросы. Однако затем, услышав ответы, он говорит صدقت («ты сказал правду»). Нет сомнения, что это удивяет.

Затем он спросил:

«Расскажи мне, что такое Иман (вера)?».

На этих уроках мы переходим к следующей области изучения этого хадиса – области веры. Что касается веры, то существует огромное количество вопросов, имеющих отношение к ней. Изучению одного только лишь вопроса веры не хватит и пятидесяти лет. Однако эти краткие обзорные лекции  дают нам возможность говорить лишь о наиважнейших вещах, которые необходимо знать каждому мусульманину и мусульманке, не углубляясь в подробности.

Первое, на что обращается внимание в вопросе веры – это разница между Исламом и Иманом.

У учёных есть в этом вопросе три мнения.

Первое мнение.
Ислам и Иман – это одно и то же.

Второе мнение.
Ислам и Иман разные понятия.

Третье мнение.
Ислам и Иман порой приходят в одном значении, а порой в разных значениях. Это мнение более сильное.

Если мы посмотрим на тексты шариата, то увидим, что, когда приходит понятие Ислам, оно включает и понятие Имана. Однако бывают такие тексты, в которых подразумевается только Иман или только Ислам. Поэтому, существует очень важное правило в этом отношении:

الإسلام والإيمان إذا افترقا؛ اجتمعا، وإذا اجتمعا؛ افترقا

«Ислам и Иман: если они приходят в разных контекстах, то они имеют одно значение, если же они приходят в одном контексте вместе, то они имеют разное значение».

В хадисе Джибриля, мир ему, эти два термина пришли вместе. Это значит, что каждый термин имеет своё особое значение. Однако, в некоторых текстах они приходят отдельно. В этом случае, они имеют оба значения. Под Исламом подразумевается и Ислам и Иман, как под Иманом подразумевается и Иман и Ислам.

В хадисе под Иманом подразумевается то, что во что верит человек, т.е. деяния его сердца, его убеждения. Пророк ﷺ сказал об Имане:

«أن تؤمن بالله»

«Иман заключается в том, чтобы ты верил в Аллаха».

Вера в Аллаха имеет 4 области.

  1. Первая область — Вера в Его существование.
    Если человек не верит в существование Аллаха, нет смысла говорить с ним о чём-либо другом. Известно, что в древние времена людей, которые не верили в существование Аллаха, было мало. Не было известно, чтобы какая-либо страна или народ исповедовали религию безбожия. Люди могли быть многобожниками, но никто не отрицал существования Господа, кроме единиц людей. Что касается современного мира, то, к сожалению, безбожие распространилось сегодня огромными темпами. Согласно статистике учёных Ислама безбожие распространилось сегодня настолько, насколько не было распространено никогда в мире. Около 10% людей в мире называют себя безбожниками, т.е. не верят в существование Аллаха вообще. Это очень много. Это те, кто явно заявил об этом, не говоря о тех, кто убежден в этом, но не говорит об этом;

Каковы причины безбожия?

У безбожия есть 3 основные причины:

  • Эмоциональная причина.
    Часто бывает, что в жизни человека происходит какое-то бедствие, катастрофа (умирает ребёнок, жена, родители) и это приводит человека к безбожию, если его вера была слабой и не было того, кто мог его поддержать. Человек начинает задаваться вопросами: почему именно он, почему сейчас, что он сделал, какой грех он совершил. Это самая слабая причина, потому что и излечить её просто. Излечение этого в наличии людей, которые утешат его, помогут ему и напомнят ему о том, что Бог предопределяет и всё по Его мудрости. Поэтому, многие религиозные ассоциации занимаются призывом там, где у людей есть эмоциональные переживания: тюрьмы, больницы и т.д. Ведь люди в таком состоянии могут стать безбожниками. В этом отношении, мусульманская община является более слабой, нежели другие общины, потому что, не все понимают важность ситуаций, происходящих в жизни людей. Поэтому те организации, которые занимаются мусульманским призывом, должны обратить на это должное внимание.
  • Материальная причина.
    Желание человека наслаждаться всем тем, что ему желанно без ограничений вроде «халяль», «харам». Если же он уверует, то это сократит его желания и свяжет его руки. Даже если он верует в ложного бога, он понимает, что не имеет право на своевольность, потому что любая религия так или иначе ограничивает желания и страсти этого человека. Поэтому люди становятся безбожниками, дабы наслаждаться этим миром настолько насколько они хотят, без всяких ограничений и рамок. Это безбожие вылечить сложнее, чем предыдущее. В большинстве случаев, люди этого безбожия умирают на нём.
  • Научная причина.
    Это когда человек доходит до безбожия научным путём. Почему это происходит? Мы знаем, что в течение 8 веков церковь всячески преследовала учёных, сжигала их, сажала в тюрьмы. Это привело к тому, что учёные различных наук, физики, математики, астрономии, были вынуждены скрываться от церкви. Это породило неприязнь и непринятие церкви. Эта основа, которая была заложена западными деятелями, осталась и по сей день. Поэтому, современные учёные установили базы своих знаний на непринятии религий. Но ведь все, что имело основу ложного, непременно приведёт к ложному. Поэтому сегодня мы видим, что многие учёные различных наук являются безбожниками. Что же касается мусульман, то, слава Аллаху, у них нет этой проблемы. Ислам никогда не противоречил знаниям и наукам. Напротив, первый университет в мире был открыт мусульманами в Южной Испании (Андалусия). В нём изучались практические науки, которые были полезны для общества. Поэтому Ислам и практические науки не противоречат друг другу. Напротив, Ислам призывает к поиску знаний. Первый аят, который был ниспослан, — это اقرأ  (читай). Потому что, эта умма – умма читающих людей. Людей, которые читают, познают всё, что является полезным для этого мира.
    Эта причина является самой сложной. Повлиять на человека, причиной безбожия которого стала наука, очень сложно. Повлиять на него может только тот, кто имеет высокий уровень научных знаний. Слава Аллаху, сегодня многие исламские конференции и университеты делают в этом отношении огромную работу. Они собираются с безбожниками, общаются с ними, доказывают им и объясняют, что Ислам не имеет отношения к этим инквизициям, к проблемам, которые существовали в тёмные века на западе. Напротив, на протяжении всех веков в Исламе существовало желание помогать учёным, продвигать науку, и на это есть явные доказательства.
    Человек, который смог соединить безбожие древности с безбожием современности – Карл Маркс, живший в 19 веке. Он был тем человеком, который олицетворял безбожие современности. Почти все безбожники, которые изучают эту отрасль, берут свои знания от этого человека. Опасность его заключалась в том, что он был не просто философом, а знатоком литературы, ведь литературный язык сильно влияет на массы, а также он был революционером. То есть он был смелым в своих высказываниях и противопостовлял себя режимам, которые были в его время. Люди обычно любят слушать подобных личностей, которые иметь смелость высказывать недовольство по отношению к правителям, государствам. Кроме того, он хорошо знал экономику.
    Все эти 4 параметра сделали из него фигуру, которая смогла повлиять на многие умы людей с того времени по сегодняшний день. По схеме его книги «Капитал», которая переведена на многие языки, были установлены многие государства, как СССР, Коммунистическая партия в Китае, Северная Корея, Латинская Америка, многие страны в Африке. Все эти государства с коммунистическим уклоном были основаны именно на той позиции и тех высказываниях и идеях, которые вложил в свою книгу Карл Маркс. Специалисты, которые изучают подобные тематики, должны изучать эту персону, его книги, дабы знать те методы, которые они использовали в распространении своих убеждений.

Благо, у мусульман есть доводы в ответ на безбожие. Их 3 вида:

  • Довод разума دليل العقل.
  • Довод осязаемого دليل الحس.
  • Довод естества دليل الفطرة.
  1. Вторая область — Вера в Его господство;
  2. Третья область — Вера в Его божественность;
  3. Четвертая область — Вера в Его имена и атрибуты.