Изумруды Сунны, Хадис Джибрииля

Пост в месяц Рамадан. Хадис Джибрииля

Урок 15

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.


Рассказал мне мой отец ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

«(Однажды,) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об исламе”.

Посланника Аллаха сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершал хадж к дому, если сумеешь сделать это».

Этот человек сказал: «Ты сказал правду».


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.

А затем.

Сегодня мы переходим к следующему ответу нашего Пророка ﷺ, на которой зиждется наша религия — это то, что он сказал, когда он отвечал на то, что является исламом, и он сказал, что ислам — это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад ﷺ  — Посланник Аллаха, затем он сказал, что это выстаивание молитвы, затем это выплачивание закята. И сегодня мы переходим к четвёртому столпу этой религии – столп поста в месяц Рамадан.

Основой этого столпа является аят, в котором Всевышний Аллах говорит:

 يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь.»
[Сура «аль-Бакара», аят 183]

В терминологии и арабском языке, если посмотреть на слово «сыям» с точки зрения арабского языка — это оставление чего-либо. Как мы, вспоминая чтение слов Всевышнего про великую женщину Марьям (мир ей), которая сказала:

فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَٰنِ صَوْمًا فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنْسِيًّا

«Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми»
[Сура «Марьям», аят 26]

Понятно, что пост имелся в виду в то время в разных формах, поэтому был пост от разговора, пост от еды, пост от питья и т.д., поэтому слово «сыям» — пост имеется в виду оставлять что-либо.

Однако в нашей религии слово «пост» имеет шариатское определение, а именно, это намеренный отказ от совершения:

  1. определенных деяний
  2. определенной категории людей
  3. в определенное время.

Это три области, которые разберем обзорно и вкратце, упомянем самые главные три области, которые касаются этого великого поклонения поста.

Определенное время

Начнем с периода времени, когда этот пост является обязательным.

Известно, что пост является обязательным в месяц Рамадан — это 29 или 30 дней этого месяца, в зависимости от луны, потому что по исламскому летоисчислению месяц бывает либо 29 либо 30 дней, не бывает 28 или 31 день.

Поэтому определение этого месяца имеет три пути:

1. Увидеть этот новый месяц Рамадан.

Как сказал Всевышний:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»
[Сура «аль-Бакара», аят 185]

И как сказал Пророк ﷺ:

صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ

«Поститесь, когда вы увидели его»[1]

2. Свидетельство по отношению к тем, кто его увидел.

Не все люди могут его увидеть, это должны быть специалисты, которые знают, где и когда надо смотреть, потому что этот новый месяц появляется всего на несколько минут и появляется в определённое время и месте в небе. Это надо знать людям, которые являются специалистами. Поэтому, если эти доверенные люди разбираются в этом, его увидели, то они говорят об этом определённой комиссии, которая для этого создана, и они это фиксируют. Поэтому постятся люди, исходя из того, что объявляет это официальная комиссия, т.е. это то, что называют второй путь определения, чтобы утвердить начало этого поста.

Первый путь может касаться одного человека, если он увидел этот месяц, он постится, всё у него нет необходимости смотреть на эти комиссии, если он для себя увидел, он постится. Если он может донести эту весть до этой комиссии, знающих людей, то он доносит до нее эту весть. Если не может, то он сам постится.

Второй путь — это когда комиссия берет это свидетельство, и люди, исходя из свидетельства этой комиссии, постятся, потому что все не могут его увидеть все не являются специалистами в этом вопросе, не могут наблюдать его.

3. Месяц Шаабан доводят до 30 дней.

Бывают страны, где пасмурно или люди живут в горах и т.п., т.е. обычно они не могут увидеть месяц из-за разных естественных причин, поэтому в этом случае, если они не увидели месяц, и никакая шариатская комиссия не объявила об этом, то у них остается третий метод — дождаться выхода 30 дней Шаабана, который перед месяцем рамадан. Они ждут пока завершится этот месяц, т.е. 30 дней пройдет и следующий 31 день — он является первым днём Рамадана. Как об этом сказал Пророк ﷺ:

الشَّهْرُ تِسْعٌ وَعِشْرُونَ لَيْلَةً ، فَلاَ تَصُومُوا حَتَّى تَرَوْهُ ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا الْعِدَّةَ ثَلاَثِينَ

«В месяце (может быть и) двадцать девять ночей, а поэтому не (начинайте) поститься, пока не увидите его (месяц), если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати (дней Шаабана)»[2]

Если было облачно, то подсчитайте 30 дней.

Это три способа, при которых люди начинают и заканчивают свой пост в месяц Рамадан.

То, что сегодня рассказывают нам какие-то астрономические расчёты, календарные, математические или через какие-то камеры — все это не имеет в шариате никакого значения и только определение бывает теми методами, которые мы упомянули, это шариатское определение основано на Коране и Сунне. Нет проблем, когда люди смотрят на небо для определения месяца, если они используют какие-то аппараты, нет проблем, т.е. если для смотрения они смотрят через какие-то аппараты, чтобы определить луну, как вспомогательный метод. Однако эти расчеты, которые делаются за долго до наступления Рамадана, т.е. уже за месяц объявляют, что в такой-то день Рамадан.

Откуда это взяли? Кто им это сказал? Из какого будущего они это увидели?

Поэтому все это является, несомненно, запретным и запрещается говорить подобное без знания, потому что никто не знает, когда увидят этот месяц. Может быть Шаабан будет только 29 дней, и появится месяц рамадан, а может быть 30 дней, и только потом появится месяц Рамадан. Кроме Аллаха об этом никто не знает.

Это то, что касается «определенного времени».

Область для познания

Это та определённая категория людей для кого пост является обязательным.

Это 4 условия для обязательности поста, если в человеке есть эти 4 условия, то для него пост является обязательным:

1. чтобы этот человек был мусульманином.

Потому что от немусульманина не принимается поклонения, пока он не засвидетельствует свидетельство веры, от него не принимается никакое поклонение.

Поэтому, если человек принял ислам, например, днем в Рамадан бывает, что человек принимает ислам в рамадан:

  • он должен отказаться от совершения всего, что аннулирует пост до заката солнца, но этот пост у него не будет считаться. Просто он должен в этот день отказаться от всего, что аннулирует пост, потому что он принял ислам, и он не может нарушить почтение этого дня, потому что он является мусульманином. Однако, он не начал этот день постом, поэтому он должен дождаться и отказаться от всего, что нарушает пост в этот день;
  • он должен восполнить этот день полностью после окончания Рамадана;
  • исполнять возложенное на него шариатом обязанности, в том числе и пост в Рамадан, т.е. он должен следующий день уже начать поститься, как обычный мусульманин, не так, что дайте ему время, пускай он через год начнет поститься. Нет, если он принял ислам, и он может поститься, он обязан поститься уже со следующего дня, как все мусульмане, он стал нашим братом или сестрой, и как все мусульмане постятся, этот человек обязан поститься.

Эти три вещи на том, кто принял ислам во время Рамадана.

2. чтобы он был совершеннолетним, достигшим половой зрелости.

Что касается несовершеннолетних, то желательно приучать их к посту уже с раннего детства, как это приводится в хадисе ар-Рубайи’ бинт Му’аууиз (да будет доволен ею Аллах) у Бухари и Муслима, которая рассказывала, что они делали игрушки из шерсти своим детям во время поста и отвлекали этим, чтобы они не просили еду и постились вместе со взрослыми. Таким образом, они воспитывали своих детей в этом поклонении. Поэтому, если сегодня дети любят играть и любят ходить в зоопарк, игры, надо им дать эту возможность, чтобы они забыли про пост и не просили еды и питья, чтобы они привыкали к этому посту уже с раннего детства. Каждый родитель видит, когда лучше начать этот пост у этого ребенка, кто-то, например, начинает с пяти, шести, семи лет, в зависимости от этого ребенка, потому что каждые дети по-разному воспринимают это, какой-то ребёнок является сильным и для него нет проблем поститься, кто-то является слабым и это навредит его здоровью. Поэтому, если он чувствует, что это навредит его здоровью, то не надо его к этому приучать, пока не станет более сильным.

3. чтобы этот человек был вменяемым.

Нет разногласия в том, что тот, к кому вернулся разум во время рамадана, обязан продолжить пост до конца этого месяца. День, в который он пришел в себя, он возмещает по более сильному мнению ученых. Здесь остается вопрос того, кто проспал весь день, например, человек лег и сделал сухур, намерение, лег и спал весь день. Конечно, он пропустил молитвы и пост, т.е. он вообще не постился, он весь день проспал и проснулся только на магриб. Как обстоит дело с таким человеком? По более сильному мнению ученых, если он вознамерился в начале, и даже если он проспал весь день, его пост принимается и его не надо восполнять.

4. физическая способность поститься.

Если человек физически не способен поститься, то он с него снимается. Например, больные, которые имеют серьезную болезнь либо это старики, которые являются дряхлыми и не могут никак поститься и т.д., для этих всех людей пост не является обязательным, однако, эти люди должны либо пропустить или восполнить пропущенные дни потом, если они, например, выздоровели — это касается больных. Если же это хронические больные или старики, понято, что не помолодеют, то в этом случае, они должны накормить за каждый день бедняка, как это упоминается в книгах по фикху.

Таким образом, эти четыре пункта, которые упомянули, являются условиями, которые ученые называют условиями обязательности поста. Если в человеке есть эти 4 условия, он обязан поститься.

Таким способом, мы изучили вторую область, о котором говорили в начале, это кто те люди, которые обязаны поститься. Во-первых, изучили, когда они должны поститься, т.е. определенное время и изучили, кто те люди, которые обязаны поститься.

Определенные деяния

Третья область, о которой говорили ранее — это с чего начинается наш термин поста — это намеренный отказ от совершения определенных деяний.

Что же это за определённые деяния? От чего надо отказаться, чтобы твой пост был действительным?

Это 8 действий, от которых надо человеку отказаться, чтобы его пост был действительным:

1. Прием пищи.

Без разницы, как эта пища вошла в его тело: с помощью зондов, клизм, каких-то уколов и т.д., без разницы, если то, что является питательным, зашло в его тело преднамеренно, т.е. он сделал это преднамеренно: ввел в свое тело любым способом, то что является питательным, то это нарушает его пост. Он должен от этого отказаться. Если же он сделал и принял это в свое тело, то это нарушает его пост.

Здесь важное правило, которое упоминают правоведы, если вы поймете только одно это правило из всего этого урока, будет достаточно, потому что это важное правило, т.к. суть поста именно в этом, т.е. остерегаться или отдаляться от всего того, что нарушает, и это правило облегчит понимание во многом.

Правило гласит:

  1. все, что входит в тело человека, бывает:
  • естественным путем через рот и нос;
  • неестественным путем через уши, глаза, укол, инъекции, после операции вставили зонд в живот, через который пропускают лекарства, продукты и т.д.
  1. все, что входит в человека является:
  • питательным — это то, что едим обычно: хлеб, фрукты, овощи и т.д.;
  • непитательным – это все, что непитательно и не является пищей. Если человек съел глину или песок — это не является пищей и не является питательным.

Таким образом, всё, что вошло в человека естественным путем (через рот или нос), без разницы, является это питательным или непитательным, если преднамеренно вошло в него, то это нарушает его пост, т.е. он взял это и принял.

Что же касается всего, что вошло в человека неестественным путем:

  • нарушается пост, если это является питательным, если получено через питательные клизмы, инъекции, зонды, капельницы, через глаза, уши;
  • не нарушается пост, если не является питательным, как лекарства, обезболивающие и т.д.

Это итог этого правила. Поэтому первым пунктом, которые упоминают ученые из этих 8 пунктов, которые нарушают пост — это прием чего-либо питательного. Если в человека вошло преднамеренно что-либо питательное, то это нарушает его пост.

2. Жидкости.

То же самое, если в человека вошло что-то из жидкостей, если это питательное, у него такие же правила, как упомянули, если это непитательное такие же правила, как упомянули. Однако здесь стоит упомянуть на счет жидкостей самого тела, например, слюна человека нарушает ли она пост? Некоторые ученые сказали, если человек специально собрал слюну во рту, пока ее не стало много потом, проглотил ее, дыба сбить жажду, то это нарушает пост. Однако, если это естественная слюна, которую он проглатывает, когда он разговаривает, он проглатывает слюну, например, обычно не собирает ее специально, чтобы сбить жажду, а естественно не обращает внимание, то конечно же, это не нарушает его пост.

3. Семяизвержение от действий постящегося.

Как прикосновение, пристальный взгляд и т.д., т.е. если было семяизвержение от действий постящегося, т.е. он на что-то смотрел, слушал или к чему-то прикоснулся, и это произошло — это нарушает его пост. Однако, если он спал, т.е. это не из его действий и произошло семяизвержение, он проснулся, увидел это — не нарушает его пост, потому что это не от его действий.

4. Твердая решимость, к действию которая аннулирует пост.

Это не просто, когда человек думает в сердце «нарушить мне пост или не нарушить» — это не твердая решимость. Твердая решимость, когда человек решил уже нарушить пост, в сердце он его нарушил и в действиях он показал это.

Например, он знает, что в холодильнике стоит холодная вода, он встал и пошел к холодильнику, всё, он в сердце нарушил и еще сделал действие к этому, т.е. пошел, чтобы выпить эту воду. Но этой воды, например, не стало, кто-то выпил воду до него, его сын или дочь выпили эту воду до него, и он не нашел эту воду, потом говорит: «нет, я все-таки буду продолжать». Нет, он уже не будет продолжать, потому что он уже нарушил свой пост. Да, он будет продолжать это день, перестанет делать то, что аннулирует его пост, но этот день он должен возместить, потому что он в намерении нарушил его и даже сделал действие для этого нарушения. Поэтому здесь имеется в виду не просто сомнение, намерение, а имеется намерение с каким-то действием, даже если он не нашел, что хотел выпить или съесть, однако, в намерении он его уже нарушил.

5. Смерть человека.

Если постился, например, в месяц Рамадан и умер днем, то этот день, если кто-то захочет за него из родственников поститься, то это является прекрасным и желательным, потому что этот день он не завершил этот пост. Или же, например, на человеке был пост, например, он был в путешествии, на нем остался пост, и он умер, не восполнив его, тоже самое будет замечательным, если его близкие родственники разделят этот пост, например, их 20 дней, например, 5 человек поделят по 4 дня и сделают этот пост за этого своего родственника.

6. Начало менструального цикла или послеродовых кровотечений.

Это также аннулирует пост. Не имеет право женщина в это время поститься, однако, когда это заканчивается, то после этого она возмещает свой пост, в отличие от молитвы. Мы знаем, что молитву она не возмещает, а возмещает только пост из-за этой причины.

7. Вероотступничество.

Если человек вышел из ислама, то в месяц Рамадан, если он днем вышел из ислама, то этот день ему не засчитывается, он должен его, если вернулся к исламу, должен этот день возместить.

Как сказал Аллах:

لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ

«…Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния…»
[Сура «Аз-Зумар», аят 65]

Поэтому тот, кто сделал вероотступничество во время поста, этот пост нарушился, он обязан этот день потом возместить.

8. Близость с женой.

Все семь пунктов, которые были выше, человек только возмещает один день за тот пост, который он не сделал, кроме этого 8 пункта.

Если прерывание поста произошло посредством половой близости, в этом случае нарушивший пост обязан восполнить этот день, освободить одного раба, если у него рабов, то он должен поститься каждый день в течение двух месяцев подряд.

Если он не в состоянии поститься столько дней, то он обязан накормить 60 бедняков, что называется «кафара», как на это указывает длинный хадис от Абу-Хурейры (да будет доволен им Аллах) в достоверном сборнике Бухари и Муслима. Единственное это действие является причиной для искупления.

Все же остальные пункты, упомянутые выше, не являются причинами для искупления, они причины для его восполнения, т.е. человек за этот день, когда он, например, выпил жидкость или принял пищу, или нарушил пост в своем намерении, либо начался у женщины цикл или послеродовые кровотечения и т.д. — все 7 пунктов, упомянутых выше, он восполняет его, либо он, либо за него, если это касается смерти, кроме восьмого. Восьмой пункт: он, кроме того, что восполняет этот день, но на нем есть еще кафара, т.е. искупление.

На этих людях лежит 4 обязанности:

  • покаяние;
  • не совершать действие, которое аннулирует пост до конца этого дня;
  • восполнение этого дня;
  • искупление.

В этом равны как мужчины, так и женщины, кроме тех женщин, которые были принуждены к этому. Если жену принудил муж, то на ней нет кафара, искупления, она просто восполняет этот день, если ее принудили, однако если она не была принуждена, то она равна в этом своему мужу.

Это то, что касается тех вопросов, которые имеют отношения от чего должен человек отстраняться во время поста. Таким способом, мы вкратце изучили три самые главные области, которые касаются этого поста – это намеренный отказ от совершения определённых действий, это восемь упомянутых действий. Некоторые из этих действий невозможно от них отказаться, когда у женщины, например, когда бывает хайд или нифас, это является определенным для нее, это Аллах определил для женщин, т.е. она не обязана использовать какие-то лекарства, чтобы поститься, это не является для нее обязанностью, но она имеет на это право.

Некоторые сестры спрашивают: могут ли они во время рамадана использовать какие-то лекарства, чтобы не было хайда для того, чтобы поститься с родственниками, с людьми, потому что потом для нее трудно поститься одной. Мы можем сказать: да, она имеет на это право, но с условием, чтобы эти лекарства не были вредными для ее организма. Однако, если она оставит все, как есть, естественными образом, то это лучше для нее, пускай она будет постящейся, когда ей будет дозволен пост и пускай она оставляет пост, когда у нее цикл, потому что это естественное состояние всех женщин, поэтому пускай она следует тому, что ей предписано в этой религии. Это основные моменты, которые касаются поста.

Если человек передумал, т.е. встал, а потом передумал и сел. Намерением он нарушил пост или нет?

Мы говорим про твердую решимость нарушения поста, если он даже не встал, если он твёрдо решил нарушить его, то этого достаточно. Просто привели пример, чтобы дать понять, о чем говорим, а так, даже если он не встал, но он твердо в сердце принял решение, что нарушает пост, этого достаточно, потому что намерение является условием.

Повторите пятое действие, нарушающее пост.

Их 8 действий, так будет более понятно для всех:

  1. Прием пищи, т.е. запрещается людям принимать пищу во время поста;
  2. Жидкости, запрещается людям принимать жидкости во время поста;
  3. Семяизвержение;
  4. Твёрдая решимость к действию, которая нарушает пост;
  5. Смерть;
  6. Начало менструального цикла или послеродовых кровотечений;
  7. Вероотступничество;
  8. Половая близость.

Кто-то может сказать «разве рвота или кровопускание не нарушают пост? Это все не является достоверным. Все хадисы по поэтому поводу являются слабыми. Самое достоверное это то, что в этих восьми пунктах причин, которые нарушают пост.

А Аллах, Пречист Он и Возвышен, знает лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.