Урок 20
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом ﷺ, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
Рассказал мне мой отец ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«(Однажды,) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха ﷺ к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об исламе?”.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть ислама заключается в том, что бы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного в поклонении кроме Аллаха и что Мухаммад ﷺ – Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к дому, если сумеешь сделать это».
И этот человек сказал: «Ты сказал правду». А мы подивились тому, что он задает Пророку вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о вере».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть веры заключается в том, что бы ты веровал в Аллаха и в Его ангелов и в Его Писание и в Его посланников и в Последний день, а так же в том, чтобы веровал ты в определенность как и хорошего так и дурного».
Этот человек снова сказал: «Ты сказал правду». Потом он сказал: «Поведай мне о чистосердечии».»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.
А затем
Продолжаем изучение великого хадиса Джибриля, мир ему, в котором Пророк ﷺ разъясняет людям основы этой религии. Самые главные тематики, которые имеют отношение к этой религии, — это вопросы Ислама, Имана, Ихсана, вопросы Судного дня. Это не то, то сегодня хотят сделать важным некоторые невежды из разговоров о таких-то людях, или о таких-то книгах, или о таких-то партиях, или о таких-то правителях. К сожалению, сегодня это стало главным вопросом и главной темой бесед большинства мусульман. Если люди встречаются, то только и говорят либо о каких-то спортсменах, либо о каких-то правителях, либо о каких-то партиях, либо о каких-то невеждах. Однако то, что приносит им пользу – это единобожие, это то ради чего мы были сотворены, это основа этой религии. К сожалению, многие из мусульман в забвении и вдалеке от этого. Однако Пророк ﷺ обучает людей той тематике, о которой должны говорить люди, ведь это самое важное, что надо обсуждать, о чём надо дискутировать, что надо узнавать в этой религии. Мы сказали на прошлой лекции, что Вера в Аллаха имеет 4 области изучения:
Первая область. Вера в Его существование.
Вторая область. Вера в Его господство.
Третья область. Вера в Его божественность.
Четвертая область. Вера в Его имена и атрибуты.
Сегодня мы перейдем к третьей области – изучение таухида аль-ибада.
Это единобожие в божественности или в поклонении? Единобожие в божественности и единобожие в поклонении это одно и то же. Некоторые ученые назвали этот вид единобожие в божественности توحيد الألوهية, а некоторые назвали единобожием в поклонении توحيد العبادة, а третьи назвали его единобожием в намерениях и деяниях توحيد القصد والعمل. Суть одна и та же.
Также упомянем здесь некоторые правила, потому что говорить о всех выводах и всех исследованиях этого вида единобожия будет затруднительно на этом одном уроке. Однако 7 правил которые мы упомянем надеюсь разъяснят хотя бы основные вопросы этой тематики. Это не говорит о том, что в этой тематике только семь правил. Однако эти 7 правил самые главные, самые важные. На них надо обратить внимание для того, чтобы понять, что такое «таухид аль-улюхия» или что такое «таухид аль-ибада. Человек, который понял эти семь правил, ин ша Аллах поймёт основу этого единобожия и будет соответствовать ей. Ведь мы изучаем это не только для теории, а изучаем для того чтобы соответствовать этому и жить по этим знаниям.
Семь правил «“Единобожия божественности”»
Первое правило, которого упоминают ученые это то, что «таухид аль-улюхия» توحيد الألوهية это «إفراد الله بالعبادة», т.е. единобожие в божественности – это сделать все наши поклонения только по отношению к Аллаху. Если «таухид ар-рубубия» говорит о деяниях Творца то “таухид аль-улюхия” говорит о наших деяниях и поклонении обращенных только по отношению к Аллаху. Любое поклонение, которое мы совершаем: молитва, пост, хадж, обет, жертвоприношение, милостыня, а также деяние сердца: любовь, страх, надежда, упование, и всё, что человек делает в виде поклонения может только относиться к Аллаху и ни к кому иному. Это первое правило является определением “Единобожия божественности”. Аллах говорит в Коране:
وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا
«и поистине места поклонения принадлежат Аллаху, так не взывайте же никому кроме Аллаха».
[сура «аль-Джинн», 18 аят]
То есть все места поклонения только для Аллаха. Человек не может поклоняться кому-то помимо Аллаха или наравне с ним, не имеет право и нельзя взывать ни к кому кроме него. Если нельзя взывать и нельзя делать обеты и нельзя приносить в жертву и нельзя делать молитвы и нельзя посвящать посты никому кроме как Аллаху. Это первое правило.
Второе правило.
Началом призыва всех Посланников было единобожие в божественности. Все посланники без исключения, которые приходили к своим народам начинали свой призыв именно с этого, не с того, чтобы говорить людям о власти и не с того, чтобы говорить людям об имуществе.
Как говорит Всевышний об этом:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ۖ
«Мы отправили ко всем народам Посланников: поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута».
[сура «ан-Нахль», 36 аят]
Когда Пророк ﷺ отправил Муаза в Йемен, он сказал: «Поистине ты придёшь к народу из людей Писания, пускай первое, к чему ты призовешь их будет поклонени Аллаху», в другой версии: «чтобы они уединяли Аллаха в поклонении», в третьей версии: «чтобы они свидетельствовали, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Все эти 3 версии говорят об одном – свидетельство веры, Единство Аллаха, поклонение Ему. Это все – единобожие в божественности или в поклонении. Т.е. их не призывают к оставлению ростовщичества, спиртного, выплате милостыни, закята, даже не к молитве. «Пускай первое, к чему ты их призовешь – это чтобы они поклонялись только Аллаху. Если же они подчинятся тебе в этом, тогда сообщи им, что Аллах обязал их совершать 5 молитв». Обратите внимание: 5 молитв только после того, как человек понял единобожие. Если человек не понял единобожие, то кому он будет молиться, для кого будет совершать эти 5 молитв, пост, хадж? Поэтому здесь Пророк ﷺ обучает Муаза, как это пришло в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, самых достоверных сборниках хадисов – если хадис пришёл в них, то это самая высокая степень классификации хадисов. И это не только в Исламе, ни в одной религии, философии, убеждениях нет книги подобной этим двум сборникам из того, что написали люди как сос тороны достоверности, так и со стороны блага, которое есть в этих книгах.
Если человек поймет единобожие, он придёт к остальному.
Третье правило гласит, что спор и противостояние народов с их пророками возникло из-за единобожия. То есть оно было сутью всего спора, а не имущество, власть, личная неприязнь.
Во все времена Пророки приходили с единобожием и это становилось камнем преткновения: почему с ними сражались, почему их убивали, почему их изгоняли. Потому что, враги этого призыва не могли терпеть этот вид единобожие, ведь приняв его, ты меняешь всю свою жизнь. Когда Пророк ﷺ сказал им: «Скажите всего одного слово, и вы будете властителями над арабами и неарабами, они сказали: мы скажем тебе 100 слов, только скажи, что это за слова. Он сказал: «Скажите, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», они сказали на это: «неужели он сделал наших божеств одним божеством?». Они не приняли это. Это было сутью борьбы во все времена.
У всех пророков была эта проблема со своими народами: вопрос поклонения, кому они поклоняются, не вопрос признания, все признают Аллаха, даже многобожники курейшиты признавали Аллаха, даже Иблис признает Аллаха, не в этом была проблема. Проблема была в поклонении: поклоняешься ты Ему или нет. Если поклоняешься, то только Ему поклоняешься или наравне с ним кому-то еще? Поэтому мы должны понимать, что это единобожие пришло, чтобы порвать все узы с неверными и теми, кто враждовал с этой религией. Абу Ляхаб родной дядя Пророка ﷺ, курейшит, из бану Хашим, когда нарушил этот вид единобожия, кем он стал?
تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ
«Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, …»
[сура «аль-Масад», 1 аят]
Стал проклятым. Аллах проклял его несмотря на то, что он дядя Пророка ﷺ, родной брат его отца. Потому, что проклятие одной части человека – это проклятие его полностью. И Аллах возвысил Биляля, который был рабом, которого продавали и покупали, на которого не смотрели люди, его считали вещью. Когда он стал единобожником, Аллах возвысил его и мы говорим: رضي الله عنه и следуем за тем, что говорит Биляль и оставляем, что говорим Абу Ляхаб. Почему? Потому что узы порваны. Суть не в крови, не в народе, хотя это все имеет место, но не в противовес единобожию.
Четвертое правило.
Таухид в божественности включает в себя таухид в господстве. Иными словами тот, кто признал единобожие в божественности, признает единобожие в господстве. Не может быть иначе. Если ты признаешь, что только Аллах достоин поклонения, то ты признаешь существование Аллаха, который является Господом миров. Признание единобожия в божественности является признанием единобожия в господстве. Но не наоборот. Потому что, многие неверные признают, что Аллах Творец, что умервщляет и оживляет, даже Иблис это признает. Однако это не делает его и неверных курейшитов мусульманином.
Пятое правило.
Всякое действие, нарушающее единобожие в божественности, является запрещенным. Либо этот запрет выводит человека из Ислама, либо выводит из благочестия. То есть либо он совершает ширк, либо нововведение. Например, если человек совершил большое многобожие (взывал к умершему, делал ему жертвоприношение), он нарушил единобожие божественности полностью. Такой человек не может быть мусульманином. Или, например, если человек совершает нововведение, то он нарушает какую-то часть единобожие божественности, но не полностью. Например, ходит на могилы и просит там у Аллаха для себя, не просит умершего, считая, что его мольба больше принимается у могилы, но это не выводит его из Ислама. Однако это нововведение является опасным, потому что, рано или поздно этот человек начнёт просить этого умершего. Молись в мечети, почему ты выбрал кладище, чтобы просить для себя? Одно дело, если ты пришёл на кладбище просить для умершего, тогда в этом нет проблем, это является сунной. Однако некоторые действия являются нововведением и путём к многобожию, как например слова: «Как захотел Аллах и ты». Это не многобожие, но путь к нему. Поэтому все, что нарушает этот вид единобожие полностью или частично, является запретным.
Шестое правило.
Любое поклонение (таухид аль-улюхия), которое ты совершаешь, должно иметь довод из Откровения. Ты не имеешь права придумывать что-то в поклонении от себя. Это очень важное правило. Если человек понял это правило, он поймёт многое в этой религии. Всё, что касается поклонения и вероубеждения, является запретным, кроме того, что узаконил Аллах и Его посланник. Молитвы, пост, хадж, любое поклонение, которые ты совершаешь или любые убеждения такие как, имена Аллаха, его атрибуты: все, что касается вопросов вероубеждения – на всё должен быть довод из Корана и достоверной Сунны. Все является запретным, кроме того, что узаконил Аллах и Его посланник. Все, что касается мирского: работы, еды, покупки, продажи является халялем, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник. Поэтому, если кто-то говорит: «такая-то пища запретна», кто должен привести довод? Тот, кто запрещает или тот, кто разрешает? Тот, кто разрешает, потому что в основе своей это является халялем. С другой стороны, если кто-то говорит, что есть такая-то молитва в 15-ую ночь Раджаба, кто должен привести довод: тот, кто говорить что это нужно совершить или тот, кто говорит, что не надо этого совершать? Довод приводит тот, кто говорит, что молитву надо совершать. Потому что, в поклонениях все запретно кроме того, что узаконил Аллах и Его посланник. Кто-то говорит, что у Аллаха есть имя «древний» или «великий разум». Кто должен привести довод на это? Тот, кто утверждает это или тот, кто говорит, что это не установлено? Тот, кто утверждает. Потому что, всё в поклонении и вероубеждении харам. Ты не имеешь права говорить о том, о чём не знаешь. Ты говоришь, что у Аллаха такое-то имя? Приведи довод на это имя. Если говоришь, что надо совершать такую-то молитву, приведи довод на эту молитву. Если говоришь, что надо поститься, приведи довод, что надо поститься и так далее. Это очень важное правило, которое касается нашей темы.
Седьмое правило.
Нарушение “Единобожия божественности” является ответвлением от нарушения единобожия в господстве. Например, человек взывает к умершему: «О устаз такой-то, даруй нам от себя пропитание», просит то, что можно просить только у Аллаха, то есть делает ширк. Почему он это делает? Потому что, он считает, что этот умерший может даровать ему это, что он оживляет, умервщляет. Поэтому тот человек, который нарушает единобожие в божественности, однозначно так же нарушает единобожие в господстве. Он нарушает оба таухида. Потому что, когда он взывает к умрешму, он полагает, что тот наделён такими качествами, которые присущи только Аллаху: что он может давать ризк, что он может оживлять или даровать победу, но на это способен только Аллах. Поэтому это является это очень опасным. Кто-то может сказать: «Разве эти многобожники не поклоняются своим идолам как посредстникам?». Нет сомнений, что поклоняются они им как посредникам. Они говорят: «Мы поклоняемся вам только чтобы вы стали для нас посредниками Аллаху».
مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»
[сура «аз-Зумар», 3 аят]
Это их довод. Однако даже в этом случае когда он просит у умершего, значит он убеждён, что у умершего есть какие-то качества, которые позволяют ему сделать это. Соответственно, он дал этому умершему созданию качества Творца. Этим он нарушает таухид ар-рубубия.
Нет сомнения, что эти два вида единобожия связаны.
Упомянем все эти 7 правил вкратце:
- Единобожие в божественности – это единение Аллаха в наших деяниях поклонения;
- Призыв всех пророков было единобожие в божественности;
- По причине этого вида единобожия был спор и противостояние народов с их пророками;
- Единобожие в божественности включает в себя единобожие в господстве;
- Все, что нарушает единобожие в божественности является запретным: будь это нарушение полным, которое выводит человека из Ислама или частичным;
- Все деяния поклонения запрещены, кроме того, что узаконил Аллах и Его посланник;
- Нарушение единобожия в божественности является нарушением единобожия в господстве.