Изумруды Сунны, Хадис Джибрииля

Вера в Господство Аллаха. Хадис Джибрииля

Урок 19

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом ﷺ, над его семьёй и всеми его сподвижниками.


Рассказал мне мой отец ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«(Однажды,) когда мы находились в обществе Посланника Аллаха ﷺ к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об исламе?”.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного в поклонении кроме Аллаха и что Мухаммад ﷺ – Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к дому, если сумеешь сделать это».

Этот человек сказал: «Ты сказал правду». А мы подивились тому, что он задает Пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о вере?».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть веры заключается в том, что бы ты веровал в Аллаха и в Его ангелов и в Его Писание и в Его посланников и в Последний день, а так же в том, чтобы веровал ты в определенность как и хорошего так и дурного».

Этот человек снова сказал: «Ты сказал правду».»


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути.

А затем.

Продолжаем изучать великий хадис Джибриля (мир ему), когда он пришел к нашему Пророку ﷺ и задавал ему удивительные вопросы и получал на них удивительные ответы. Эти ответы являются основой этой религии, и этот хадис является базовым хадисом Сунны Пророка ﷺ. Поэтому многие называли этот хадис «мать Сунны», потому что все изречения, деяния и молчаливое согласие Пророка ﷺ возвращаются к этому хадису либо прямо, либо косвенно. Мы дошли в хадисе к изучению слов, когда он спросил его «что такое иман?», он ﷺ сказал: «чтобы ты веровал в Аллаха». Мы сказали, что вера в Аллаха изучается с четырех позиций и главных тематик, это:

  1. вера в Его существование (мы это обсудили на прошлых уроках),
  2. вера в Его Господство,
  3. вера в Его божественность,
  4. вера в Его имена и атрибуты.

Это четыре главные области и тематики «Веры в Аллаха».

Переходим ко второй области — это вера в Его Господство.

Тема «веры в Его Господство» является огромной, без сомнения, однако, чтобы сказать обзорно и донести самую главную суть, мы разделим ее на несколько правил, имеющих отношение к этой теме. Это семь правил, которые мы упомянем в единобожии Господства. Это не означает, что их только семь, их намного больше. Однако, мы упомянем самое важное, нужное и необходимое из этих правил.

Некоторые важные правила «Единобожия в Господстве»

  1. Это абсолютные деяния Аллаха.

То есть, это правило в то же время является и определением. Когда мы говорим «деяния Аллаха» или «абсолютные деяния Аллаха», мы говорим о единобожии в Господстве. Какие же у Него деяния?

 كُلَّ يَوْمٍ هُوَ فِي شَأْنٍ 

«Каждый день Он занят делом»
[сура «Ар-Рахман», 29 аят]

Из Его деяний: создания, умерщвление, оживление, то, что Он дает пропитание, управляет всем, то, что Он владеет всем – это все Его деяния. Почему мы сказали «абсолютные деяния»? Потому что «просто деяния» — они есть и у людей, люди тоже чем-то владеют, чем-то управляют, что-то делают, но их деяния не являются абсолютными. Так, например, человек покупает простую книгу, например, «Как водить автомобиль» или «Как пользоваться программой Windows», имеет ли он право без достаточных шариатских причин взять и сжечь эту книгу. Конечно, не имеет право. Если у него нет оправдания для этого действия, он не имеет право взять и сжечь эту книгу, даже если это его книга. Он ее купил, он владелец этой книги, он не имеет право без причин взять и сжечь ее. У другого человека, например, есть конь. Имеет ли он право бить этого коня без причины? Не имеет, даже если это его конь и т.д. Отсюда мы видим, что? Даже то, чем ты владеешь, не является абсолютно твоим имуществом, оно твоё имущество в каких-то рамках. Поэтому ты не имеешь делать с ним право, все что ты захочешь. У твоих действий по отношению к твоему же имуществу есть какие-то рамки. Однако, Аллах, Который владеет всем, Его власть над этим является абсолютной. Он делает то, что Он пожелает в Своем творении, Его управление является абсолютным. Он оживляет и умерщвляет, Он дает пропитание и ни у кого нет подобных деяний, потому что Его деяния являются абсолютными. И верить в то, что Аллах имеет такие деяния, только Он и Ему только присуще подобное — это является единобожием в Господстве. Если кто-то сказал, что кто-то управляет миром или дает пропитание, или оживляет, или умерщвляет наравне с Аллахом или подобное Ему, или вместо Него — все это выводит человека из ислама, потому что он нарушил единобожие в Господстве.

  1. Деяния сердца и познание.

Что мы подразумеваем под этим правилом? Мы подразумеваем под ним, что вера в единобожие в Господстве не подразумевает каких-то деяний от нас, кроме того, что мы в это верим и знаем, т.е. Аллах не повелел нам совершать какие-то деяния в том, что касается единобожия в Господстве, кроме того, что мы верим в это и знаем это. Этого достаточно, поэтому этот вид единобожия некоторые ученые назвали «единобожие познания и утверждения», т.е. ты утверждаешь, что только деяния Аллаха абсолютны и присущи Ему и никому другому. Это твои знания и твои убеждения. Должен ли ты делать какие-то деяния в отношении этого единобожия? Нет. В отношении этого единобожия ты не делаешь никаких деяний, кроме деяний сердца: ты веришь в это и знаешь это.

  1. Единобожие в Господстве не вводит в ислам и не приведет к раю.

Человек, который признал единобожие в Господстве, и только этим он не стал мусульманином, из-за этого он не войдет в рай. Одного этого недостаточно, чтобы человек попал в рай, если он признает единобожие в Господстве. Почему? Потому что даже неверные курайшиты, арабы, которые воевали с Пророком ﷺ признавали это единобожие:

وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ 

«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах»
[сура «Аз-Зумар», 38 аят]

Они признавали, что только Аллах сотворил небеса и землю, что Он дает ризк, управляет всем, оживляет, умерщвляет, только Аллах на это способен, но это не ввело их в ислам и тем более не введет их, конечно же, в рай, потому что рай запретен для неверных.

إِنَّ اللَّهَ حَرَّمَهُمَا عَلَى الْكَافِرِينَ

«Воистину, Аллах запретил это (рай) для неверующих»
[сура «Аль-А‘раф», 50 аят]

  1. Единобожие в Господстве обязывает к единобожию к божественности.

Тот, кто уверовал в единобожие в Господстве, он обязан уверовать в единобожие божественности – это то, что совершаешь ты, это твои деяния по отношению к Аллаху, т.е. твои поклонения, молитвы, посты, обеты, хадж, все те деяния, которые ты совершаешь только по отношению к Аллаху и ни к кому иному. Поэтому тот, кто признал единобожие в Господстве, обязан признать единобожие в божественности «таухид аль-улюхийя». Аллах говорит:

 يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…»
[сура «Аль-Бакара», 21 аят]

Он связал это с единобожием в Господстве «Поклоняйтесь Тому, Кто сотворил вас». Не надо поклоняться тому, кто не сотворил, поклоняешься Тому, Кто сотворил, только Он способен сотворить. Поэтому раз ты веришь, что Он тебя сотворил и ты веришь, что Он дает тебе пропитание, что Он управляет делами бытия, то ты только Ему должен поклоняться, несомненно. Это то, до чего не дошли многие мусульмане, которые считают себя мусульманами, многие признают единобожие в Господстве, когда ты их спросишь: «что такое «нет божества, кроме Аллаха»?», они говорят: «ну нет бога, кроме Аллаха», т.е. Аллах – Творец, Он всё сотворил, Он всем управляет — это не является свидетельством, этот человек уверовал в единобожие в Господстве, да, но этого недостаточно, потому что суть этого единобожия должна привести тебя к единобожию божественности – таухид аль улюхийя или таухид аль-ибада, т.е. единобожие в поклонении: к кому ты направляешь все свои поклонения, Аллаху или еще кому-то? Поэтому правильное понимание свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха — это нет достойного поклонения, кроме Аллаха — это подразумевается под шахадой, под свидетельством веры, а не только признание, что Аллах – Творец, и Аллах всем управляет. Это даже многобожники признавали, но многие мусульмане сегодня, к сожалению, этого не знают.

  1. Единобожие в Господстве является то, что в этом виде единобожия не было разногласия между пророками и их народами в вопросе единобожия в господстве.

Аллах говорит:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ۖ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»»
[сура «Ан-Нахль», 36 аят]

Они не были посланы, что Аллах – Творец, управляет всем, что дает вам пропитание — это и так было известно. Эти народы знали, что только Аллах сможет сделать это, однако, они были посланы, чтобы только Аллаху поклонялись, и чтобы отстранялись от тагута, т.е. не поклонялись идолам, только Ему поклонялись. Поэтому не было разногласия между пророками и их народами в вопросе единобожия в Господстве.

  1. Единобожие в Господстве дает его следы или последствия касаются всех людей.

То есть, Аллах дает пропитание и мусульманам и не мусульманам, создает мусульман и немусульман, управляет и мусульманами и не мусульманами без разницы. Единобожие в Господстве касается всех людей и всех творений без исключения. Однако этот вид единобожия в Господстве избирает, в частности, т.е. его следы обобщённые, а его избрания является частным и индивидуальным. Что здесь подразумевается? Есть такие люди, которых Аллах избрал и воспитал их наилучшим воспитанием, и привел их к наилучшему пути – это пророки, посланники, праведники, приближенные к Аллаху, Его тарбия, рубубийя, то, что Он их воспитал определённым воспитанием и дал им определённый путь, и наложил на них определенную миссию -относится к этому виду единобожия, без сомнения. Поэтому следы этого единобожия являются повсеместными, общими для всех, однако, есть нечто избирательное в этом виде единобожия, которое касается только частных людей, только индивидуумов.

  1. Единобожие в Господстве указывает на то, что Творец отделен от творений.

Сегодня есть люди, которые говорят, что Аллах везде, есть те, которые говорят, что Аллах в каких-то людях, т.е. часть божества находится в Иисусе или Марьям (мир им), или находятся в какой-то долине или в каких-то животных — всё это несомненно является заблуждением, однако, господство Аллаха обязывает к тому, чтобы мы верили, что Творец отличается от Его творений и нельзя смешивать Творца с Его творениями. Как сказали некоторые ученые, доводом на это является второй аят Корана:

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Хвала Аллаху, Господу миров»
[сура «Аль-Фатиха», 2 аят]

Этот аят указывает на то, что есть тот, кто хвалит его – это Его люди, Его творения, и Тот, Кого хвалят – это Творец. Поэтому единобожие в Господстве обязывает к тому, чтобы разделить и сделать грань между Творцом и Его творениями, т.к. это сущее, это бытие, это лишь Творец и Его творения, ничего другого нет. Всё, что существует либо это Творец, либо это Его творения и ничего третьего нет. Поэтому, понимая единобожие в Господстве — это понимание этого правила, что есть Творец и есть творения и не надо это перемешивать. Это опровергает полностью все воззрения людей писания, все воззрения крайних суфиев, рафидитов, потому что Аллах отличается от Его творений.

Это основные правила, которые касаются единобожия в Господстве, конечно же, их намного больше, но это самое главное, основное и на следующем уроке перейдем к некоторым правилам, имеющим отношение к единобожию в божественности. Если мы скажем, что все эти уроки по этой передаче «Изумруды Сунны» наиболее важным является то, о чем говорим сейчас, мы, наверное, не ошибемся. Наиболее важное — это единобожие Аллаха, это то, ради чего люди сотворены.

Аллах говорит:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[сура «Аз-Зарийат», 56 аят]

Это то, о чем мы сейчас говорим и исследуем. Просим Аллаха сделать нас благодарными Ему.

А Аллах, Пречист Он и Возвышен, знает лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.