Урок 9
Возвращение жены после развода
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
А затем.
Мы продолжаем изучение хадиса ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, об истории одиннадцати женщин.
Сегодня мы изучаем историю третье женщины, которая сказала:
إنْ أنْطِقْ أُطَلَّقْ، وإنْ أسْكُتْ أُعَلَّقْ،
«… если я стану говорить (о его недостатках), то он разведётся со мной, а если буду молчать, то буду «му’алляка» (буду в подвешенном состоянии – ни женой и ни чужой),»[1]
Из этих слов мы перешли к тематике развода, потому что развод – это один из Шариатских законоположений в нашей религии и, хотя бы в общих чертах мы должны знать, что такое развод. Конечно, это не означает, что мы изучим всё в этой тематике и не означает, что человек пройдет все вопросы развода в этой тематике, но хотя бы чтобы он знал и имел общее представление о том, что это такое, какие главные условия и главные разновидности этого бывают.
Понятно, что развод в Исламе бывает два раза и после первого, и после второго раза человек имеет право вернуть свою жену. После третьего, он уже не имеет этого права. Поэтому это возвращение, которое называется «раджа’а», является очень важным для понимания. Люди должны понимать, что такое «раджа’а».
Раджа’а – это возвращение не до конца разведенной женщины к прежнему состоянию без нового брака.
На это указывает Куран, Сунна и единогласное мнение ученых. Всевышний Аллах говорит:
وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوا إِصْلَاحًا ۚ
«И мужья их имеют больше прав вернуть их, если они хотят примирения»
[Сура «Аль-Бакара», аят 228]