Вопрос № 11:
«У нас в республике дают два азана в пятничный день, ссылаясь на то, что это сунна Усмана, да будет доволен им Аллах. Некоторые братья говорят, что это бид`а и что посланник Аллаха ﷺ не делал такого. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос».
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Что касается двух азанов в день джуму`а, то нет сомнения, что во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах, не было двух азанов, а был только один, и совершался он после того, как приходил пророк ﷺ, здоровался с мусульманами и садился.Тогда Биляль, да будет доволен им Аллах, вставал и делал азан, после этого Пророк ﷺ сразу начинал проповедь, и это было Сунной нашего пророка ﷺ и его двух халифов.
Однако во времена Усмана, да будет доволен им Аллах, когда Медина увеличилась, стало много людей, он установил еще один азан, который был примерно за час, или за 40 минут до начала молитвы.
Для чего он это установил? Чтобы те, кто находится на своих пастбищах или в своих садах, могли услышать этот азан, и чтобы им хватило времени прийти домой, искупаться, переодеться и отправиться в мечеть. То есть азан нужен был для того, чтобы обратить внимание на время, когда оно подходит к молитве, вот для чего был узаконен этот азан во времена Усмана, да будет доволен им Аллах.
Сегодня если есть тот же смысл в этом азане, то нет проблем и это является Сунной нашего праведного халифа, так как пророк ﷺ сказал: «Следуйте моей Сунне и Сунне четырех праведных халифов»[1]. Это Сунна праведного халифа, и он, несомненно, установил ее не просто так. На это есть аналогия на азан в месяц Рамадан, где тоже давали два азана[2]: первый для того, чтобы разбудить спящего и дать знать занятому молитвой о приближении времени, а второй для того, чтобы оповестить о наступлении начала рассвета. Если такой смысл имеется в виду в вашей республике или в других, где делают второй азан, то это является Сунной.
Возьмем для примера селение — в мечети делается первый азан, чтобы люди обратили на него внимание, пошли домой, переоделись, искупались, приготовились к пятничной молитве, и это, без сомнения, является Сунной. Если же первый азан дается до намаза за пять минут, то нет в нем смысла, как это делается в некоторых республиках. Ведь тот смысл, который нес в себе азан, установленный Усманом, да будет доволен им Аллах, преследовал определенную цель. Если она достигается, то все замечательно — это является Сунной, и ей следовать дозволено. Если же такой цели нет, то, соответственно, надо следовать тому, на чем был пророк ﷺ, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах.
А Аллаху ведомо лучше!