Ответы на вопросы

Чтение азана и икъамата в ухо новорожденному

Вопрос № 178:
«Обязательно ли при рождении ребенка прочитать на него азан и икъамат? Если да, может ли это сделать женщина?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Некоторые ученые дозволяют это действие, исходя из хадиса, который передают имам Ахмад, также Тирмизи и Абу Дауд, да помилует их Аллах, где передается от Абу Рафи’а, да будет доволен им Аллах, что он видел, как Пророк ﷺ прочитал азан в ухо Хасана, когда его родила Фатима[1]. Известно, что Хасан и Хусейн — внуки Пророка ﷺ от его дочери Фатимы, да будет доволен ими всеми Аллах. Этот хадис — самый сильный в этой теме. Есть и другие, но они являются более слабыми.

В «иснаде» (цепочке передатчиков) данного предания есть человек, которого зовут ‘Асым ибн ‘УбейдиЛлях, по поводу которого ученые сказали, что у него есть много недостатков. Нам не известно, по каким причинам имам Тирмизи, да помилует его Аллах, назвал этот хадис хорошим и достоверным. Но мы видим, что такие великие имамы-мухаддисы, как Бухари[2], Ибн Хиббан[3], Абу Хатим[4], Ад-Даури[5], Ан-Насаи[6], аз-Захаби[7], и многие другие, да помилует их всех Аллах, высказались негативно об этом человеке. Даже передается, что если бы его спросили: «Что ты знаешь о мечети города Басра или аль-Куфа?», — то он бы ответил: «Нам передал такой-то от такого-то, что Пророк ﷺ сделал то-то в этой мечети». И это несмотря на то, что данная мечеть построена после смерти Пророка ﷺ, но он настолько был слаб в своей памяти и все путал, что даже такое возможно было ожидать от этого человека. Исходя из всего сказанного, нет сомнения, что хадис, о котором идет речь, является слабым.

Известно, что методология поздних ученых, которые считают, что хадис укрепляется до уровня приемлемого из-за множества его версий, пусть даже и слабых, противоречит методологии ранних мухаддисов. Не всегда большое количество версий хадиса указывает на то, что он является достоверным или хорошим. Более того, может оказаться, что все эти версии не добавляют этому хадису ничего, кроме слабости. Поэтому методология поздних ученых находится под вопросом. И многие из поздних мухаддисов, которые посчитали его приемлемым, исходя из других укрепляющих его версий, в конце своей жизни пожалели об этом и вернулись к мнению ранних хадисоведов о его слабости.

Что же касается ранних ученых, то они смотрели на это иначе. Если у подобных хадисов были и другие слабые цепочки, эти хадисы все равно не принимались. В вопросах, касающихся основ религии, вероубеждения, поклонений, халяля и харама, не принимаются слабые хадисы, даже если у них тысяча слабых цепочек передатчиков. Если их «иснады» не имели уровня приемлемости, то ученые на них просто не обращали внимания.

Методология же поздник ученых, которые начали приводить слабые версии как аргумент, тем самым считая хадис хорошим и приемлемым, является неправильной. Нет сомнения, что ранние имамы этой науки, такие как аль-Бухари, Муслим, Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан, Абу Хатим ар-Рази, ‘Абдурахман ибн Махди, Яхья ибн Ма’ин, ‘Али ибн аль-Мадини, являлись основателями данной науки и знали ее так, как не знал никто после них.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что данный хадис является слабым, и не дозволяется читать азан и икъамат новорожденному, опираясь на него. Если кто-то и делал подобное, не имея знаний, то на этом человеке нет греха. У того же, кто говорит, что это Сунна, и нужно читать азан и икъамат на ухо новорожденного, нет на это приемлемого довода.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия

28 Джумада аль-Ахира 1440 г. (05.03.2019)
2
  • [1]

    Сунан Абу Дауда, хадис № 5105, т. 5, с. 209; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1514, т. 3, с. 175; Муснад Ахмада, хадис № 23869, т. 39, с. 297.

  • [2]

    Аль-Бухари сказал: «Его хадисы скверные».

  • [3]

    Ибн Хиббан упомянул его в своей книге «аль-Маджрухин», сказав: «У него плохая память, часто путался, совершал ужасные ошибки, и его хадисы были оставлены по причине большого количества ошибок».

  • [4]

    Абу Хатим ар-Рази сказал: «Его хадисы перепутанные и скверные. Нет у него хадиса, на который можно было бы ссылаться».

  • [5]

    Ад-Даури сказал: «Слабый. Его хадисы не являются доводом».

  • [6]

    Ан-Насаи сказал: «Нам не известно, чтобы Малик передавал хадис от слабого человека, слабость которого известна, кроме как его хадис от 'Асыма ибн 'УбейдиЛлях».

  • [7]

    Аз-Захаби упомянул его в своей книге «аль-Кашиф», сказав: «Его посчитал слабым Ибн Ма'ин, и аль-Бухари сказал про его хадисы, что они скверные».

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]