Вопрос № 276:
«Что было создано первым: Трон или Письменная трость? Как понимать два хадиса об их сотворении, которые внешне якобы противоречат друг другу?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Во-первых, следует упомянуть важное правило, касающееся текстов Шариата, которые, на первый взгляд, кажутся противоречивыми. Мы уже не раз разбирали это правило и напоминали о нем при каждом удобном случае: в текстах Шариата нет противоречий; если нам кажется, что одни из текстов противоречат другим, значит наших знаний, опыта и понимания просто не достаточно для того, чтобы понять, что скрывается за кажущимися внешними противоречиями. Всевышний Аллах сказал об этом в Своей Книге:
وَلَوۡ كَانَ مِنۡ عِندِ غَيۡرِ ٱللَّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ ٱخۡتِلَٰفٗا كَثِيرٗا ٨٢
«Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»
[сура «ан-Ниса’», аят 82].
Также нет и не может быть противоречий в Сунне, поскольку то, что говорил Пророк ﷺ является откровением:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلۡهَوَىٰٓ ٣ إِنۡ هُوَ إِلَّا وَحۡيٞ يُوحَىٰ ٤
«Он (Мухаммад) не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение»
[сура «ан-Наджм», аяты 3–4].
И Коран, и Сунна — это откровение от Аллаха, поэтому в них не может быть противоречий, и все мусульмане единогласны в этом. Некоторые имамы написали целые книги, посвященные этому вопросу, например, «Мушкилю ль-Асар» имама ат-Тахауи. В этой книге разбираются те сообщения, которые на первый — поверхностный — взгляд кажутся противоречащими друг другу. Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, собрал эти сообщения и постарался развеять сомнения относительно них, которые могут возникнуть у незнающего человека. Поэтому подчеркнем еще раз важнейшее правило, с которого следует начать наш ответ: верующий должен понимать, что в откровении нет противоречий, а если ему кажется, что один из текстов противоречит другому, это указывает лишь на то, что у него нет достаточных знаний и понимания, чтобы объединить эти тексты.
О том, что было сотворено в начале: Трон или Письменная трость, — есть два хадиса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. Первый хадис привели имам ат-Тирмизи, а также Абу Дауд и Ахмад от ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал (и здесь обратите внимание, что в одной версии пришло «أَوَّلَ», а в другой версии «أَوَّلُ»):
“Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость, и Он повелел ей: ‘Пиши!’ Она спросила: ‘Господь мой, что же мне писать?’ — на что Всевышний ответил: ‘Пиши все, что произойдет до начала Судного дня’”».
— Сунан ат-Тирмизи, хадис №3319; Сунан Абу Дауда, хадис №4700; Муснад Ахмада, хадис №22705.
В другом хадисе, приведенном имамом Муслимом, ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал:
«Аллах установил предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, в то время как Трон Его был над водой».
— Сахих Муслима, хадис №2653.
На первый взгляд этот хадис и хадис, приведенный нами ранее, противоречат друг другу. В одном хадисе говорится, что первым Аллах сотворил Письменную трость, которой Он сказал: «Пиши!» — а во втором хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано, что Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, в то время как Трон Его был над водой, то есть Трон был до творения, и вода тоже была до творения.
Исходя из этих двух хадисов, у ученых сформировались три основных мнения в этом вопросе. Некоторые, опираясь на достоверный хадис, приведенный имамом ат-Тирмизи, сказали, что сначала Аллах сотворил Письменную трость. Другие, основываясь на хадисе, приведенном в Сахихе Муслима, сказали, что сначала Аллах сотворил Трон. А третьи, на основе этого же хадиса и других, не настолько достоверных, сказали, что сначала Аллах сотворил воду. Однако имам Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, в своей великой поэме «ан-Нуния» упоминает только два мнения и пишет, что среди людей существует разногласие относительно того, что же является первым творением: Трон или Письменная трость. И Ибн аль-Къаййим выбирает мнение, которое является наиболее сильным и согласно которому Трон был создан до Письменной трости, поскольку во время записи предопределения он уже существовал, на что указывает хадис, который приводит имам Муслим.
Но как же быть с мнением, что Аллах сотворил сначала Письменную трость? Мы не можем просто выбрать одно из мнений, потому что его высказал Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, и оставить без внимания хадис Пророка ﷺ, который приводит имам ат-Тирмизи, да помилует его Аллах. Я не случайно привел здесь этот хадис в двух версиях: «أَوَّلَ» и «أَوَّلُ». Что это означает? Из-за разницы в одной огласовке возникает разница в понимании этого хадиса. Если мы скажем «аууалю», то получается: «Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость…» Если же мы скажем «аууаля», с фатхой в конце, то получим: «Вначале, когда Аллах сотворил Письменную трость, Он повелел ей…» То есть в этой версии хадиса нет указания на то, что Письменная трость была первым творением Аллаха, а говорится, что первым повелением Аллаха Письменной трости после ее сотворения была запись всего предопределенного вплоть до Судного дня. Отсюда вытекает, что этот хадис можно понять двояко из-за наличия двух его версий, каждая из которых является достоверной. Однако хадис, приведенный у Муслима, совершенно однозначен: когда Аллах приказал записать предопределение, Трон уже был сотворен. Именно поэтому мнение, что Трон был сотворен раньше Письменной трости, является наиболее сильным. Мы должны объединять хадисы, а не оставлять одни из них, следуя другим.
Что же касается третьего мнения, утверждающего, что первой была сотворена вода, которого придерживались некоторые саляфы, а также Бадруддин аль-‘Айни, известный ханафитский ученый, то оно не является таким сильным, как первые два мнения, поскольку бо́льшая часть хадисов, на которые оно опирается, слабые. Исключением является только вышеупомянутый хадис, приведенный у имама Муслима.
А Аллаху ведомо лучше.