Вопрос № 250:
«Я слышала, что в ситуациях, когда муж не обеспечивает семью, жена, прежде чем просить о разводе, может по этой причине отказывать в близости. Есть ли такое положение в шариате, и где оно упоминается?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Аллах говорит в Своей Священной книге:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ
«Мужчины стоят выше, чем женщины, поскольку Аллах одних из людей сделал выше других и поскольку они расходуют из своего имущества»
[сура «ан-Ниса, аят 34].
Превосходство, о котором говорится в этом аяте, обусловлено ответственностью в первую очередь. Это не просто превосходство одного человека над другим, а именно превосходство в ответственности, в том, что мужчины ответственны за своих жен.
В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
لِيُنفِقۡ ذُو سَعَةٖ مِّن سَعَتِهِۦۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيۡهِ رِزۡقُهُۥ فَلۡيُنفِقۡ مِمَّآ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُۚ لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا مَآ ءَاتَىٰهَاۚ
«Пусть обладающий богатством расходует из своего богатства. Тот же, чье богатство является скудным, пусть расходует из того, что Аллах даровал ему. Аллах не делает обязательным для души то, что ей не под силу»
[сура «ат-Талякъ, аят 7].
Также в хадисе передается, что Пророк ﷺ сказал одной из сподвижниц:
«Не выходи за него замуж, потому что у него нет имущества».
— Сахих Муслима, хадис № 1480, т. 4, с. 195.
Эти доводы, как и многие другие, указывают на то, что мужчина обязан расходовать на свою жену. Причем делать это он должен с учетом ее, а не своего положения. Нужно смотреть на положение жены: из какого она рода и к какому содержанию привыкла. Поэтому мужчина расходует на нее из того, что даровал ему Аллах, учитывая все это, пока не женится на второй, третьей или четвертой. В случае если мужчина является многоженцем, он должен расходовать на жен одинаково.
Если он полностью или частично не выполняет свои обязанности перед женой в том, что касается ее обеспечения, то у жены есть три варианта.
Первый — она имеет право на расторжение брака. Для этого ей следует через своего опекуна, выдавшего ее замуж, обратиться к знающим людям, и этот брак будет расторгнут. Конечно же, это должно быть сделано после общения с ее мужем, после того, как ему будет сделано назидание и вынесены предупреждения. Если после всего этого его поведение не изменится, брак расторгается даже без его желания, потому что он не выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
Второй — женщина может сохранять свой брак, при этом не позволяя мужу приближаться к себе. Она также имеет право без разрешения мужа выходить из дома и устраиваться на работу, — разумеется, если эта работа халяльная, — поскольку ей необходимо зарабатывать, чтобы кормить себя и своих детей.
Третий — женщина может оставить все как есть и проявлять терпение. То есть она не отказывает мужу в близости, не выходит из дома без его разрешения, не устраивается на работу, если он не позволяет ей этого, — словом, ведет себя так, как будто муж надлежащим образом расходует на нее свои средства и содержит семью. Она проявляет терпение во всем, и, безусловно, получит награду за свое терпение.
Какой из этих трех вариантов лучше для женщины, зависит от ситуации. Нужно смотреть на обстоятельства, на положение каждой семьи, наличие или отсутствие детей, время совместной жизни, обстановку в стране и обществе, возможность найти работу или отсутствие таковой — массу вещей нужно учитывать. Поэтому не стоит начинать сразу с жестких вариантов, начните с мягкого, если есть возможность: обратитесь за помощью к опекуну, пусть он поговорит с вашим супругом и сделает ему назидание. Если это не помогает, переходите ко второму варианту, более жесткому. Если не помогает и это, то придется уже серьезно задуматься о расторжении брака.
Обратите внимание на то, что расторжение брака — это не развод: женщине остается ее махр, и она не является разведенной. Напротив, семья забрала ее у мужчины, потому что он не обеспечивал ее, не выполнял свои обязанности по отношению к ней. И в исламском обществе у такой женщины совсем другой статус. Если спросят, кем является эта женщина, про нее не скажут, что она разведенная, а скажут, что ее забрала семья, потому что муж ее не обеспечивал, — а это уже другой статус, и он выше, чем у разведенной женщины. Ведь когда человек разводится с женщиной, то обычно проблема бывает в ней самой, хотя и бывают разные ситуации. Поэтому расторжение брака для женщины, конечно, лучше, чем развод.
Однако не нужно забывать, что Ислам призывает к сохранению семьи, к тому, чтобы в ней сохранялось понимание и покой, несмотря на все невзгоды и бедствия, поскольку испытания постигают любую семью. Даже семью Пророка ﷺ постигали испытания. Поэтому основой в семейных отношениях является проявление терпения и мягкости.
А Аллаху известно лучше.