Вопрос №80:
Проснулся за 10 минут до восхода солнца в состоянии осквернения, и очевидно, что не успею совершить гъусль. Правильно ли будет, если я возьму тайамум, сделаю фард намаз, а затем уже сделаю полноценный гъусль водой?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Данная ситуация, когда человек, проснувшись, не успевает совершить большое омовение, так как время молитвы выйдет, имеет отношение к двум условиям молитвы: очищение и время.
Теперь у этого человека есть выбор, какое из этих условий ставить выше другого, то есть решить, что первостепенно: соблюсти время или очищение?
Большая часть ученых сказала, что надо ставить выше очищение. То есть если ты проснулся, и у тебя нет гъусля, и время молитвы выходит, то на данный момент нет двух условий для молитвы: времени и очищения. И ученые сказали, что ты берешь сначала большое омовение, даже если выходит время, и совершаешь молитву так, как ты успеваешь.
Однако более сильное мнение — это мнение имама Малика, да помилует его Аллах, который говорит, что надо выставлять вперед время молитвы. И если он поставит вперед время над очищением, то ему придется взять таяммум и сделать молитву вовремя, таким образом он исполнит два условия: очищение, даже, может быть, неполноценное, но с таяммум, и условие времени. В то время как другой, если пойдет брать омовение, то время его молитвы выйдет, и он исполнит только одно условие — очищение.
Исходя из этого, второе мнение ученых гласит, что лучше выполнить оба условия: и условие времени, и условие очищения, даже если оно неполноценное (таяммум), — чем потерять одно из этих условий.
Нет сомнения, что на то и другое есть доводы. Сказал Аллах в Коране:
إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا
«Поистине, молитва была предписана верующим
в определенное время».
[Сура «Ан-Ниса», аят 103]
И это условие для молитвы, а что касается большого омовения — это тоже является условием. Мы знаем, что у молитвы есть девять условий, которые упоминаются в книгах по фикъху, и эти два условия — из них. Поэтому, если ты хочешь какое-то из этих условий поставить над другим, у тебя должен быть на это убедительный довод. Доводы есть и у той, и у другой стороны, ясные и достоверные. Как поступить в этом случае? Выполнение обоих условий лучше, чем оставление одного из них.
Поэтому, повторюсь, тот, кто совершил таяммум и сделал молитву вовремя, исполнил оба условия молитвы, даже если второе — очищение — было несовершенным. Тот же, кто пошел брать большое омовение, совершил только одно условие, но не совершил другого — не сделал молитву вовремя. Поэтому второе мнение более сильное.
А Аллаху ведомо лучше.