Вопрос № 281:
«Расскажите, пожалуйста, про науакъыд аль-уду — пункты, аннулирующие малое омовение».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, в достоверном хадисе от Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
«Поистине, Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернился, пока не совершит омовение».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 135; Сахих Муслима, хадис № 225.
Относительно того, что аннулирует малое омовение, в разных мазхабах существуют различные мнения. Здесь мы перечислим те пункты, которые наиболее известны и относительно которых нет больших разногласий.
Таких пунктов восемь.
1. Все, что выходит из двух путей; что бы это ни было.
2. Кровь и рвота, если они выходят в большом количестве. Об этом есть отдельная публикация, к которой можно обратиться при желании ознакомиться с этим вопросом более подробно (№ 171: «Нарушает ли омовение выход крови из тела», от 21.02.2019).
3. Любое действие, затмевающее разум: употребление спиртного, глубокий сон, потеря сознания, — все, что затмевает разум; имеется в виду не кратковременное, секундное помутнение рассудка, а полное затмение разума, как, например, глубокая кома, глубокий сон, пьяное или наркотическое беспамятство и т.д.
4. Прикосновение к половым органам. Этому вопросу также посвящена отдельная публикация, и в ней он разбирается более подробно (№219: «Нарушается ли омовение, если прикоснуться к половому органу», от 17.11.2019).
5. Прикосновение к человеку противоположного пола с вожделением, поскольку обычно вожделение приводит к выделениям, а все, что выходит из двух путей, нарушает омовение, о чем мы уже сказали выше.
6. Подмывание и обмывание покойника.
7. Прием в пищу верблюжатины.
8. Вероотступничество.
Это восемь пунктов, и единственный пункт, относительно которого есть серьезные разногласия, — это обмывание покойников, несмотря на то, что сахабы высказали свое мнение по этому вопросу и от Абу Хурейры, Ибн ‘Аббаса и Ибн Умара пришло повеление брать малое омовение после подмывания или обмывания умерших. Правоведы говорят, что среди сахабов нет никого, кто бы им противоречил. Абу Хурейра даже сказал, что малое омовение — это необходимый минимум, и никто из сподвижников не порицал эти слова. Таким образом, некоторые считают, что это единогласное мнение сподвижников, однако в этом вопросе есть серьезные разногласия. Есть правоведы, которые сказали, что они не могут привести от Пророка ﷺ ни одного хадиса, указывающего на это; вообще ни в Коране, ни в Сунне нет ни одного текста по этому поводу[2]; но ведь многие люди умирали, этих людей хоронили, омывали, речь не идет о каком-то редком или скрытом явлении, — поэтому если бы это портило малое омовение, то были бы хадисы, указывающие на это. Однако есть высказывания сахабов, и большинство ученых считают, что в данном случае малое омовение является желательным, а не обязательным.
Что касается остальных семи пунктов, явные доводы указывают на то, что указанные в них вещи портят малое омовение.
Здесь также следует добавить, что все вещи, делающие обязательным большое омовение, делают обязательным и малое, кроме смерти. Иными словами, все, что портит большое омовение, портит и малое, кроме смерти; смерть делает обязательным большое омовение, но не малое — это важный момент, на который указывают правоведы.
А Аллаху ведомо лучше.