О том, что нарушает молитву и выходе из нее во время коллективной молитвы
Вопрос №161:
Как быть, если при коллективной молитве из нескольких рядов я потерял омовение, стоя в середине? Если я покину место, то, пройдя перед молящимся братьями, я могу нарушить их намаз?
Если опоздавший на начало намаза проходит перед молящимся человеком, чтобы пройти к пустому месту, то как это расценивать?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые выделили семь действий, которые нарушают молитву.
Первое: разговор во время молитвы. Если человек заговорил, произнося то, что не относится к молитве, то среди ученых единогласно мнение, что его молитва нарушается. Аллах, Свят Он и Велик, говорит в Коране:
وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«Стойте перед Аллахом смиренно».
[Сура «аль-Бакъара», аят 283]
Этот аят был ниспослан по причине того, что некоторые позволяли себе разговаривать во время молитвы. После этого все разговоры во время молитвы были запрещены, и считается, что тот, кто произнес во время молитвы не относящиеся к ней слова, — нарушил ее.
Второе и третье: осознанное принятие пищи или воды. Тот, кто сделал это, нарушил молитву.
Четвертое: оставление условий молитвы. Условия — это те действия, которые совершаются до нее. Например, если человек совершил молитву раньше времени ее наступления, не взял омовение или обратился не в сторону Каабы, либо не совершил другие условия, — то его намаз не принимается.
Пятое: осознанное оставление ее столпов. Столпами молитвы являются руку’ (поясной поклон), суджуд (земной поклон) и другие. Если они оставлены, то также нарушается намаз.
Шестое: осознанное совершение действий, не относящихся к молитве. Если посмотреть на такого человека со стороны, то с трудом можно допустить, что он молится. Совершение руками, ногами и головой различных посторонних действий выводит человека из молитвы.
Однако действия, которые совершаются для пользы молитвы и являются небольшими, как, например, почесаться, поправить головной убор, женщине поправить платок и тому подобное, — то они не нарушают молитву.
Седьмое: смех во время молитвы. Единогласно среди ученых считается, что смех нарушает намаз. Но просто улыбка сюда не входит и не нарушает молитву.
Это основные пункты, которые упоминаются учеными-правоведами. В каждом из этих пунктов есть еще и детали, как имеются и разногласия в каких-то второстепенных вопросах.
Если у молящегося человека имело место что-то из вышеперечисленного, например, он нарушил омовение, не выполнил условие молитвы или засмеялся, то, конечно же, его молитва нарушается, и он должен выйти из нее. Выход из молитвы происходит одним только намерением. Нет других действий, которые следует совершить, как, например, некоторые ошибочно дают «салям» направо и налево. Достаточно просто намерения для выхода из молитвы.
Что же касается второго вопроса, по поводу рядов, то известно, что «сутрой» джама’ата является «сутра» имама. Если перед имамом стоит «сутра», и он совершает молитву за ней, то дозволено проходить между рядами молящихся в этой коллективной молитве. Доводом на это является то, что приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима в истории ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, который не нашел место для молитвы, кроме как между рядами, куда он и прошел. И после окончания молитвы его никто не порицал[1].
Поэтому при коллективной молитве можно проходить между рядами и молящимися, и не надо останавливать проходящего человека, преграждая ему путь, так как он имеет право пройти. «Сутрой» молящихся является «сутра» имама, и главное, чтобы никто не проходил перед имамом.
А Аллаху ведомо лучше.