Вопрос № 253:
«Мужчины в Раю получат гурий, а что ожидает женщин?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Во-первых, нет ни малейшего сомнения в том, что если в Коране и Сунне приходит обещание Аллаха, адресованное верующим, то оно относится и к верующим мужчинам, и к верующим женщинам.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
مَّثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِي وُعِدَ الْمُتَّقُونَ
«Описание Рая, который обещан богобоязненным»
[сура «ар-Ра’д», аят 35].
Рай обещан как богобоязненным мужчинам, так и богобоязненным женщинам. А чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений по этому поводу, в суре «ан-Ниса» Всевышний Аллах говорит:
وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتِ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَٰئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ
«Те мужчины или женщины, которые совершают благие деяния, будучи верующими, войдут в Рай»
[сура «ан-Ниса», аят 124].
Это первое и самое главное, на что надо обратить внимание.
Во-вторых, мы видим, что в основном и мужчин, и женщин в Раю ожидают одинаковые виды наслаждений: прекрасные дворцы, великолепная одежда, изысканные лакомства и напитки, вúдение Всевышнего Аллаха. Исключением являются только гурии — райские женщины, ожидающие в Раю праведных мужчин. Ни одного упоминания о том, что женщин ожидает какой-то аналог гурий, не существует. Поэтому заданный вопрос абсолютно логичен.
Как же на него ответить?
Всем нам следует понять очень важное правило, которое упоминается в Коране. Всевышний Аллах говорит:
لَا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
«Его не спрашивают о том, что Он делает, однако они будут спрошены»
[сура «аль-Анбийа», аят 23].
Аллаха не спрашивают о том, что Он делает, однако с людей будет спрошено. Поэтому если этот вопрос задается с каким-то порицанием, или издевкой, или недовольством — это является неверием. Аллаха не спрашивают: «Почему Ты так сделал? Почему Ты не упомянул в Коране этого?» — Он упоминает, что пожелает, и не упоминает того, чего не пожелает.
Если же этот вопрос задан не из недовольства, а из интереса, то на него можно ответить следующим образом. Ученые говорят, что основа в женщинах — это стыдливость, поэтому этот вопрос не упоминается в Коране, а не из-за того, что женщины будут чем-то обделены или им чего-то не дадут. Аллах даст людям, которые войдут в Рай, то, о чем они даже и мечтать не могли, и больше этого. Они получат такие блага и наслаждения, которых человек не может себе даже представить. Однако вопросы, касающиеся мужа женщины в Раю, не разбираются подробно, чтобы не травмировать стыдливость женщины. Несомненно, праведных женщин ожидает в Раю подобающая награда, зависящая от того положения, в котором женщина умирает. Таких положений может быть шесть:
- Умершая женщина никогда не была замужем;
- Женщина умирает после развода, т.е. не будучи чьей-либо женой;
- Женщина умирает замужней, но ее муж не войдет в Рай;
- Женщина умирает замужней;
- Женщина умирает вместе с мужем;
- Женщина умирает замужней, но в течение жизни у нее было больше одного мужа. Например, она развелась с одним мужчиной и вышла замуж за другого, или она вышла замуж, после того как овдовела.
Каждое из этих шести положений — а некоторые ученые даже сказали, что их семь, — требует отдельного исследования, что невозможно в нашем формате. Главное, в чем должны быть твердо убеждены мусульмане: всем верующим — и мужчинам, и женщинам — Аллах даст в Раю такие наслаждения, подобных которым нельзя даже представить себе в этом мире. Никто не будет обделен даже на ничтожнейшую частичку и никто не будет обойден вниманием.
Гурии обещаны в Раю всем мужчинам или только шахидам? А у тех, кто был женат, будут и жены, и гурии?
Не хотелось бы сейчас разворачивать тему о гуриях подробно, она слишком эмоциональная. Несомненно, у каждого мужчины, который войдет в Рай, будут гурии. Вопрос только в количестве.
Когда одному из больших ученых современности читали книгу Ибн аль-Къайима «Описание Рая» и дошли до главы о гуриях, он попросил прочитать всю главу и не сделал ни одного объяснения, ни одного комментария. В основном ученые не уделяли много времени тем наслаждениям, которые будут в Раю, райским женщинам и их описанию, потому что это слишком личные темы.
Также желающие могут прочитать Ибн аль-Къайима, да помилует его Аллах, он все это описывает в подробностях. Но ученые — те, которых мы встречали, и те, которые были до нас, — не уделяли этому много времени и, скорее всего, так будет до конца времен.
Таков метод ученых: они не вдавались в подробности в этом вопросе. Возможно, есть какие-то записи, какие-то труды по этой теме, но, насколько нам известно, на общих уроках, которые могут слушать и мужчины, и женщины, в подробностях все это не озвучивалось.
А Аллаху известно лучше.