Вопрос № 258:
«В Коране есть аят про соревнования в благих делах, и в то же время известно, что мы должны желать нашим братьям и сестрам того же, чего желаем себе. Что означает это соревнование? Какие чувства должны испытывать друг к другу два брата или две сестры, которые близко общаются и стараются делать добро?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Аяты и хадисы, которые внешне якобы противоречат друг другу, важно разбирать и изучать, поскольку очевидно, что в нашей религии нет и не может быть противоречий. Посмотрим на следующие слова Всевышнего Аллаха и Его Пророка ﷺ.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَسارِعوا إِلىٰ مَغفِرَةٍ مِن رَبِّكُم
«Спешите к прощению вашего Господа»
[сура «Али ‘Имран», аят 133].
Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не пожелает своему брату того же, чего желает самому себе».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 13; Сахих Муслима, хадис № 45.
А в другом хадисе сказано:
«…не соперничайте друг с другом и не опережайте друг друга».
— Сахих Муслима, хадис № 2563.
Как понимать эти аяты и хадисы? Некоторые ученые сказали, что каждый из них имеет свое значение: не нужно соперничать друг с другом в вопросах мирского; однако соперничество дозволено, когда оно касается вопросов жизни будущей и благодеяний. Пусть каждый человек старается быть лучше остальных в молитвах, постах, призыве к одобряемому, знаниях. Это мнение одной группы ученых.
Другие ученые сказали: «Нет. Это не означает, что нужно соперничать в благих деяниях. Это означает, что к благим деяниям нужно стремиться, не обращая внимания на других людей. Если же ты обратил внимание на другого человека в той или иной ситуации, то желай ему того же, чего ты желаешь самому себе».
Например, если человек учит Коран, он должен учить его наилучшим образом, стремиться быть наилучшим чтецом в своем селении, или в своем городе, или в своей стране. Не нужно останавливаться на каком-то достигнутом уровне. Если человек изучает Шариат — пусть стремится стать лучшим в этом; и так же в любой области знаний: физике, математике, медицине — и любой профессии; человек должен стараться быть наилучшим сам по себе, без оглядки на кого бы то ни было.
Если вопрос непосредственно коснулся другого человека в какой-то ситуации, допустим, кто-то пришел к тебе за советом или за помощью, то в этом случае ты должен пожелать своему брату или сестре того же, чего желаешь самому себе. Ты не должен ничего скрывать от него, хитрить с ним, вводить его в заблуждение. Напротив, ты должен дать ему искренний совет и не скрывать от него своих знаний.
Второе мнение является более сильным. Итак, человеку необходимо стремиться быть лучше всех, когда это касается его самого, и не обращать внимания на других. Но в тех ситуациях, которые касаются других людей, обратившихся за советом или помощью, следует помогать им и желать им такого же блага, как и себе. Таким образом мы можем объединить эти хадисы и аяты.
И еще одно важное замечание. Мы уже неоднократно напоминали об этом, и будем продолжать напоминать. Как нам следует реагировать, если мы видим в текстах Шариата внешние противоречия, то есть нам кажется, что что-то не сходится? Верующий должен сказать: здесь нет и не может быть никакого противоречия, просто моих знаний не хватает, чтобы правильно понять эти тексты и объединить их. Мне не хватает знаний — и только в этом вся проблема, а ни в коем случае не в этих текстах и не в Откровении.
Если оба текста достоверные и ясные, они не могут противоречить друг другу. Это абсолютно единогласно среди ученых. Если один из хадисов слабый или обобщенный, то есть относится к рассматриваемой теме лишь косвенным образом, тогда другое дело. В этом случае может быть или противоречие по причине слабости одного из хадисов, или — если один хадис обобщенный, а другой конкретно относится к разбираемому вопросу — каждый из текстов соотносится с собственной темой и противоречие снимается. Именно так обстоит дело с текстами, которые мы сейчас рассмотрели.
А Аллаху известно лучше.