Вопрос № 216:
«Какой смысл слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, «куфр дуна куфр», и какое шариатское положение у аята «А те, которые судят не по закону Аллаха, являются неверующими»?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, «куфр дуна куфр» приводят имамы ат-Табарани, аль-Хаким и другие собиратели Сунны. И относительно этих слов есть разногласия между учеными. Некоторые ученые посчитали это предание от Ибн ‘Аббаса слабым, а некоторые сочли хорошим. Так, например, известно, что в этом предании Хишам передает от Тауса от Ибн Аббаса, но имам Ахмад и другие имамы считали этого человека слабым передатчиком[1]. Поэтому многие мухаддисы охарактеризовали это предание как слабое.
Те же, которые посчитали его хорошим по тем или иным причинам, используют это предание в частных вопросах, но не в обобщенных вопросах шариата. Что это означает? Так, например, если к шариатскому судье привели его родственника, которому полагается по шариату смертная казнь, однако из-за того, что это его родственник, он облегчает ему наказание, например, сажает в тюрьму или, назначив только штраф, отпускает, не исполняя по отношению к этому человеку шариатское наказание, — то данного человека не называют совершившим неверие, потому что это частный вопрос, в котором он последовал своим страстям. Именно к этим и подобным вопросам применяется предание, о котором идет речь и которое посчитала хорошим вторая группа ученых.
Однако что касается тех, кто изменяет слова Всевышнего Аллаха и Его законы, Его книгу, заменяет это какими-то другими нормами, то это выводит их из Ислама, и тут между учеными нет разногласий. Как сказал Ибн-Хазм: «Если человек оставит Коран и Сунну и будет следовать Инджилю или Таурату, то между учеными, даже между двумя мусульманами не будет разногласия в обвинении этого человека в неверии». Обратите внимание, он оставил что? Он оставил Закон Аллаха и последовал отмененным законам. Что же говорить о тех, кто взял придуманное людьми и то, что каждый день меняют люди?
Так, человек, который совершает подобное, может стать залимом или фасикъом, если это касается частных вопросов, и может стать неверным, если это касается изменения Закона Всевышнего. И самая лучшая книга по данной теме — это книга Имама шейха Мухаммада Ибн Ибрахима, в которой автор разъясняет основные вопросы, касающиеся заданного вопроса.
А Аллаху ведомо лучше.