Ответы на вопросы

Что такое исраф?

Вопрос № 217:
«Что является исрафом в отношении имущества?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Есть два термина: «аль-исраф» и «ат-табзир». И более сильное мнение в этих двух терминах состоит в том, что они не являются синонимами в полной мере, потому как исраф — это нечто обобщенное и касается как имущества, так и других сфер жизни человека, в то же как табзир касается только имущества.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَلَا تُبَذِّرۡ تَبۡذِيرًا ٢٦ إِنَّ ٱلۡمُبَذِّرِينَ كَانُوٓاْ إِخۡوَٰنَ ٱلشَّيَٰطِينِۖ

«И не расточительствуй чрезмерно. Воистину расточители — братья шайтанов».
[Сура «аль-Исра», аяты 26-27]

Табзир касается только имущества, а исраф — всего, где человек переходит границы, будь то имущество, или поклонение, или какое-то деяние. Во всем этом человек может проявлять исраф.

И даже в истории Пророка Лута, мир ему, Всевышний Аллах упоминает, как Лут сказал им:

إِنَّكُمۡ لَتَأۡتُونَ ٱلرِّجَالَ شَهۡوَةٗ مِّن دُونِ ٱلنِّسَآءِۚ بَلۡ أَنتُمۡ قَوۡمٞ مُّسۡرِفُونَ ٨١

«В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы — народ излишествующий».
[Сура «аль-А’раф», аят 81]

А также Аллах говорит про Фараона:

وَإِنَّ فِرۡعَوۡنَ لَعَالٖ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَإِنَّهُۥ لَمِنَ ٱلۡمُسۡرِفِينَ ٨٣

«Поистине, Фараон возвеличился на земле и был из числа аль-мусрифин».
[Сура «Юнус», аят 83]

Поэтому слово «исраф» касается всего того, в чем человек переходит границы дозволенного. Даже когда он делает дуа Всевышнему Аллаху, он может делать исраф. Точно так же — во время поклонения, в отношениях с людьми, в имуществе, в приеме пищи.

В данном вопросе, скорее всего, речь идет о табзире, потому что конкретно упоминается имущество. Что касается табзира, то есть расточительства в имуществе, то оно является запретным.

Как определить, является человек расточителем или нет? Здесь все зависит от ситуации, времени, места и от самого человека.

Приведем известную историю ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который прибыл в Шам на осле, и с ним был ‘Абдурахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах. Он был праведным халифом, которому треть мира подчинялась, а приехал в Шам на осле, одетым в халат весь в заплатках. Когда он встретил Му’ауию, да будет доволен им Аллах, а рядом с ним его командиров, то увидел, что они были в роскошных одеждах, на самых дорогих конях, в великолепных доспехах и при лучшем оружии.

Это, разумеется, рассердило Умара, он позвал Му’ауию и спросил: «Что это за одежда?» Му’ауия ответил: «О, повелитель правоверных! Поистине, мы живем на границе с неверными, и они должны видеть, что у нас есть из роскоши, богатства и силы, иначе подумают, что у нас ничего нет, и нападут на нас». Тогда он отпустил его, и ‘Абдурахман ибн ‘Ауф сказал: «О, ‘Умар! Как прекрасно он тебе ответил». На что ‘Умар произнес: «Если бы он сказал мне что-то другое, поистине, я бы наказал его». Известно, что Умар наказывал своих наместников рукой, если видел в этом необходимость.

Из этой истории ученые извлекли вывод, что мусульманам, которые живут среди неверных, с целю возвеличивания Ислама, притягивания людей к этой вере, и чтобы люди смотрели на мусульман с уважением, дозволяется одеваться подобным образом. Однако если они живут в мусульманской среде, то нет необходимости в этом. Пусть человек надевает скромную одежду и пользуется недорогими средствами передвижения, и нет необходимости покупать самое дорогое и бросающееся в глаза.

Это также зависит и от благосостояния. Богатый человек, который выплачивает закят, имеет возможность покупать себе дорогие вещи, дома и машины. Если в обществе, где он находится и ведет какую-то деятельность, принято покупать дорогие часы, значит, и он будет покупать себе дорогие часы, одежду, автомобили. В данном случае это не является исрафом. Все зависит от общества, в котором живет человек.

А Аллаху известно лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.