Вопрос №149:
Как относиться к родственникам, отмечающим дни рождения? Может ли невеста помогать своей свекрови в приготовлении блюд для этого дня? Разрешено ли находиться на дне рождения и употреблять там пищу?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Возможно, некоторые подумают, что подобные вопросы не являются важными или значительными. Однако нет сомнения в том, что борьба между добром и злом вечна и происходит во всех сферах человеческой жизни, даже в таких на первый взгляд мелких и частных вопросах. Противостояние того, с чем пришли посланники, тому, на чем стоят многобожники, неверующие и враги этой религии, продолжается во все времена. Поэтому именно в подобных вопросах проверяется вера человека: чему он следует? Корану и Сунне, нашему Пророку Мухаммаду ﷺ или кому попало, из тех, кто враждует с этой религией? Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ
«Не следуй их страстям».
[Сура «аль-Маида», аят 48]
Мусульманину необходимо быть внимательным к своей религии, так как Аллах приказывает не следовать страстям многобожников и неверных. Эти праздники, которые совершают немусульмане, — их праздники. Это ни при каких обстоятельствах не события мусульман: всяческие дни рождения, именины, дни профессий, флагов, годовщин, народные праздники и т. п.
Все это не имеет ничего общего с традициями и верованием мусульман, у которых есть два праздника. Ясным и достоверным доводом в данном вопросе является то, что когда Пророк ﷺ приехал в Медину, то увидел местных арабов, отмечающих свои праздники, и тогда он сказал им:
«Поистине Аллах заменил вам ваши праздники двумя великими праздниками Ислама — ‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 1134, т. 1, с. 471; Сунан Ан-Насаи, хадис № 1556, т. 3, с. 179; Муснад Ахмада, хадис № 12006, т. 19, с. 65.
Известно, что у арабов тоже были свои праздники, но так как они стали мусульманами, Пророк ﷺ приказал оставить их. У мусульман два праздника, и причем не арабские, как некоторые сегодня хотят нам внушить, говоря: «Мы не арабы, чтобы следовать арабским праздникам». Если бы это были арабские праздники, то Пророк ﷺ оставил бы их арабам, сказав: «Это ваши арабские праздники, и еще есть исламские праздники». Однако он отменил все доисламские праздники и заменил их двумя великими днями, которые связаны с поклонением: после окончания месяца Рамадан — ‘Ид аль-Фитр и после хаджа — ‘Ид аль-Адха.
Обратите особое внимание. Праздники установлены в Исламе не просто так, а они завершают поклонения. Эти два поклонения — пост в Рамадане и хадж — самые великие. Несомненно, в этом заключена огромная польза и мудрость.
Что же касается всего остального, то необходимо отдаляться от этого и никаким образом не участвовать. Даже если еда там халяльная и нет алкоголя и музыки, нельзя садиться за стол и находиться там. Присутствие мусульманина на подобных запрещенных праздниках и среди этих людей — подтверждение с его стороны, что подобное допустимо и можно так делать. Данный поступок говорит, что как будто бы мусульманин допускает подобное в религии, хотя наш Пророк ﷺ говорит, что Аллах заменил для нас все остальные праздники двумя великими. Исходя из этого, подобный мусульманин идет против своей религии, и его поступок, в некоторых случаях, может даже вывести из религии, и он не будет знать об этом. Он будет молиться, поститься, совершать хадж, но его религия будет уже аннулирована.
Исходя из вышесказанного, заключим, что празднование дня рождения запрещено и является опасным для религии мусульманина. Человек должен быть внимателен к подобным запрещенным вещам и всегда отдаляться от всего запретного, как только может.
А Аллаху ведомо лучше.