Вопрос №47:
Разъясните, пожалуйста, положение рауатиб намазов. Какое количество является наиболее предпочтительным? Есть ли постоянная сунна до или после ‘аср намаза?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В Сунне пророка ﷺ есть дополнительные намазы, которые классифицируются следующим образом:
1. Сунна рауатиб — это те молитвы, которые привязаны к обязательным молитвам, то есть то, что делает человек перед или после обязательных молитв.
2. Сунна муаккада — это те молитвы, которые Пророк ﷺ в основном не оставлял или оставлял редко, как, например, Сунны, которые касаются утра или каких-то видов молитв и т. д.
3. Сунна нафиля — это та молитва, которую Пророк ﷺ делал иногда, редко, и даже если он один раз ее сделал, то этого достаточно, чтобы назвать эту молитву Сунной.
Таким образом, рауатиб молитвы — это те молитвы, которые делают перед обязательными молитвами или после них.
В количестве рауатиб намазов есть разногласия у ученых, потому что все хадисы по этому поводу являются достоверными в Сахихах Бухари и Муслима. Хадис ибн ‘Умара ибн Аль-Хаттаба[1] 5, где он говорит: «Я выучил от Пророка ﷺ десять рака’атов: два рака’ата до обеденной молитвы и два после нее; два рака’ата после вечерней молитвы и два после ночной; два рака’ата перед утренней молитвой»; ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, перечислил десять рака’атов, которые делал Пророк ﷺ, из того, что выучил и сохранил.
Однако передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, тоже в достоверных сборниках, что он ﷺ сделал перед обеденной молитвой четыре рака’ата[2]. И ученые совмещают эти два хадиса, говоря, что ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, мог не видеть то, что делает Пророк ﷺ дома: он делал два рака’ата дома, приходил в мечеть и там делал еще два рака’ата, а затем совершал обязательную молитву. Так что сподвижники видели то, что он делал в мечети, но не видели то, что он делал дома. Такое объяснение у этого небольшого противоречия о двух рака’атах, и объяснение вполне логичное. Поэтому, если человек делает десять рака’атов или двенадцать, то, несомненно, он стоит на этой Сунне и придерживается ее. Сказано в достоверном сборнике Муслима: «Аллах тому, кто будет делать эти Сунны рауатиб постоянно, обещает дом в Раю»[3].
У ученых есть разногласия: имеется в виду — за один день совершения десяти или двенадцати рака’атов рауатиб будет обещан дом в Раю или имеется в виду — за постоянное совершение этих молитв в течение всей жизни, и второе мнение — более сильное.
Что касается Сунны перед или после ‘асра[4], это является Сунной нафиля, но не является Сунной рауатиб. Потому что Пророк ﷺ не делал ее постоянно, а всего лишь один или два раза в жизни, на что приходит сообщение в достоверной Сунне, что он сделал ее минимальное количество раз, поэтому ее называют Сунной нафиля. Иногда ее можно делать, чтобы последовать примеру Пророка ﷺ, но не совершать ее постоянно. Поэтому Сунна бывает не только в действии, но также в оставлении.
Таким образом, если мы видим какую-то молитву, которую Пророк ﷺ иногда делал, но в большинстве своем не делал, то так же поступаем и мы, что тоже является Сунной: как исполнение, так и оставление.
А Аллаху ведомо лучше.