Вопрос №174:
Можно ли делать пересадку сердца, если нет другого выхода?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Пересадка сердца дозволена, если будут соблюдены три основных условия, которые упоминаются учеными.
Первое: должна быть большая вероятность того, что операция пройдет успешно. Опытные врачи-мусульмане, которые разбираются в этом деле, должны дать оценку данной операции с утешительным прогнозом, при котором с вероятностью больше половины операция принесет пользу. И, кстати, многие братья и сестры часто задают вопросы, касающиеся медицинских проблем, в которых, как правило, необходимы бывают высказывания и мнения как минимум двух опытных врачей-мусульман, специализирующихся в той или иной области, если говорить о теме заданного вопроса.
Второе: нужно, чтобы орган, который пересаживается пациенту, был не от живого человека, поскольку подобные органы, если удаляются из тела человека, то приводят его к смерти.
Третье: обязательно должно быть разрешение на трансплантацию органа со стороны донора. Либо он перед смертью при свидетелях в завещании подтверждает согласие на пересадку его органов, либо, как сказали некоторые ученые, это упоминают его наследники. Если наследники утверждают, что данный человек не был бы против пересадки его органа другому, то их свидетельство принимается.
Если же у человека нет родственников или наследников, как это часто бывает у бездомного, которого, например, нашли при биологической смерти, когда сердце его еще совершает последние удары, то в этом случае, как сказали правоведы, спрашивается разрешение у правителя мусульман, если это мусульманская страна. Если же страна не мусульманская, то тогда спрашивается разрешение у компетентных медицинских органов, дабы не было противоречия законам и не появились бы потом проблемы у того человека, кто принимает этот орган.
Разрешается также быть донором или разрешается брать донорские органы у людей, которые не являются мусульманами. Это основные условия, которые упоминают правоведы в этом вопросе. Также Всевышний Аллах призывает нас в Коране помогать друг другу, говоря:
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡبِرِّ وَٱلتَّقۡوَىٰۖ وَلَا تَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡإِثۡمِ وَٱلۡعُدۡوَٰنِۚ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг в грехе и во вражде».
[Сура «аль-Маида», аят 2]
Нет сомнения, что при соблюдении вышеупомянутых условий, быть донором для своего брата мусульманина является помощью в благочестии и богобоязненности.
А Аллаху ведомо лучше.