Ответы на вопросы

Дозволено ли вешать картины с аятами из Корана и хадисами на стены домов и мечетей?

Вопрос № 190:
«Можно ли вешать в домах и мечетях картины с сурами Корана или часы с именами Аллаха и тому подобное?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.

В этом отношении следует в первую очередь напомнить слова Всевышнего Аллаха, который сказал:

وَمَن يُعَظِّمۡ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقۡوَى ٱلۡقُلُوبِ

«Тот, кто возвеличивает знаки Аллаха и Его символы, — поистине он это делает из-за богобоязненности в сердце».
[Сура «аль-Хадж», аят 32]

Также в достоверном хадисе от ан-Наууаса бин Сам’ана, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«В День воскресения приведут Коран и тех, кто в мире этом поступал согласно его установлениям, а впереди него будут идти суры “Корова” и “Семейство ‘Имрана”, которые станут выдвигать аргументы в пользу тех, кто придерживался их».

— Сахих Муслима, хадис № 805, т. 2, с. 197; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 2883, т. 5, с. 11; Муснад Ахмада, хадис № 17637, т. 29, с. 185.

Данный хадис указывает на то, что в Судный день приведут Коран и тех чтецов, которые действовали на его основе, жили в соответствии с ним, изучали его и размышляли над ним, а не тех, которые развешивали его, клали в автомобили или держали в домах для красоты. И прежде всех придут суры «Аль-Бакара» и «Аль ‘Имран», потому что в них обеих, несомненно, содержится основа нашей религии: все столпы Ислама и Имана, все основные вопросы, касающиеся халяля и харама. И придут они с теми, кто жил в соответствии с этими аятами, но не с теми, которые просто заявляли, что любят Коран и верят в него, и что у них дома есть самый дорогой экземпляр Корана из Мекки. Все это не имеет смысла, если человек не живет в соответствии с Кораном, не читает его, не размышляет над ним, не старается, насколько в его силах, придерживаться заповедей, содержащихся в этой великой Книге.

Когда спросили мать правоверных ‘Айшу, да будет доволен ею Аллах, о Пророке ﷺ, то она ответила:

«كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْآنَ»

«Его нравом был Коран».

— Муснад Ахмада, хадис № 24601, т. 41, с. 148; а также хадис № 25302, т. 42, с. 183.

Если вы находите что-то в Коране о нравственности, набожности, этикете, то знайте, что таковым был наш Пророк ﷺ.

Что же касается действий некоторых людей, вешающих аяты Корана, имена Аллаха, ду’а или зикры на стены домов, автомобили, в каких-то помещениях и т. д., то таких людей можно разделить на несколько категорий.

Первая: если они делают подобное, будучи убежденными, что данная надпись способна сама по себе отвратить зло или принести пользу, то это является неверием. Отвратить зло или принести пользу может только Один Аллах, Свят Он и Велик, и никто иной не в состоянии сделать подобное.

Сказал Всевышний в Коране:

قُلۡ أَتَعۡبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لَا يَمۡلِكُ لَكُمۡ ضَرّٗا وَلَا نَفۡعٗاۚ وَٱللَّهُ هُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡعَلِيمُ

«Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы?»».
[Сура «аль-Маида», аят 76]

Никто и ничто в этом мире не может принести ни зла, ни блага, если на то не будет воли Аллаха. Если кто-то развешивает картины с аятами, мольбами или зикрами, думая, что они сами по себе помогают, и считая, что, если он уберет их, то лишится их помощи, — то такое убеждение выводит человека из лона Ислама.

Вторая: если подобное совершают, будучи убежденными в том, что это является благословенным, ища у них баракат. В данном случае это действие является нововведением и большим грехом, но не выводит человека из Ислама. Нет сомнения, что аяты Аллаха благословенны, но каким образом брать от них баракат — на это указывают Коран и Сунна, а не так, как каждый пожелает. Получить благословение Корана можно тогда, когда человек читает его и следует ему, читает рукъя шара’ия, мольбы, которые там упомянуты, размышляет над его значениями.

Третья: если подобное вешают для красоты и украшения. В данном случае это является запретным, но не выводит из Ислама и не является нововведением. Некоторые мусульмане, зная, что нельзя вешать картины с изображениями людей и животных, покупают полотна с красиво написанными аятами в виде корабля, дома или дерева. Но все это является запретным, так как таким образом принижается Коран. Эта Великая Книга ниспослана нам Всевышним не для того, чтобы ею украшали интерьер, этого нельзя допускать.

Когда Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, женил своего сына, пригласил Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, но он не зашел в его дом, когда увидел ковры, развешанные на его стенах. Он сказал ему: «С каких пор ты сделал свой дом Каабой!?»[1]. Ковры вешаются на Каабу, но не на стены домов, однако если это делают в холодных странах для утепления домов, то в этом нет проблем. Если для украшения — то сподвижники считали подобное запретным. Что же говорить тогда о ситуации, когда из аятов Корана делают украшения!? Это запрещено!

Четвертая: если подобное вешают в учебных целях, для напоминания. Это является дозволенным и даже может стать благим деянием, но при соблюдении следующих условий:

  • во-первых, это должно быть нарисовано таким образом, чтобы каждый средний мусульманин смог прочесть, а не так, как делают некоторые художники в виде сложной каллиграфии, непонятной вязи и т. д.;
  • во-вторых, чтобы это было подходящим тому месту, в котором находится. В классе учебного заведения нужно вешать надписи с аятами о пользе и достоинстве знаний, а также хадисы, азкары, мольбы именно для того, чтобы это напоминало обучающимся о вещах, касающихся учебы. В некоторых мусульманских странах при входе в самолет, поезд или на корабль вывешивают на стены достоверные ду’а, пришедшие от Пророка ﷺ, чтобы напомнить пассажирам о мольбах, относящихся к тематике путешествия;
  • в-третьих, чтобы в этом не было принижения для надписей. Порой бывает, что кондитеры пишут на тортах аяты, имена Аллаха или ду’а, а люди потом употребляют их в пищу. В этом есть нечто из принижения. Нельзя писать подобные тексты в тех местах, где могут небрежно к этому отнестись;
  • в-четвертых, чтобы это не было в мечетях. Украшение мечетей относится к признакам Судного дня и является запретным[2]. Несомненно, мечети должны быть красивыми, приятными и чистыми, как это подобает, но чрезмерное украшение мечети аятами, ду’а, хадисами, к месту это или нет, — все это порицается.

При входе в некоторые мечети пишут аят из Корана:

ٱدۡخُلُوهَا بِسَلَٰمٍ ءَامِنِينَ

«Входите сюда с миром, будучи в безопасности».
[Сура «аль-Хиджр», аят 46]

Эти слова будут сказаны людям, которые войдут в Рай, так зачем их писать при входе в мечеть!? Не подобает такое писать!

Также во многих мечетях в михрабе, там, где имам становится и проводит молитву, пишут аят о том, как Пророк Закария, мир ему, вошел в михраб[3]. Михраб, который упоминается в истории Закарийи, мир ему, был обычным местом для молитвы, а не тем, которое в наше время отводят для этого в мечетях.

В основе своей, к месту ли будут написаны аяты или нет, не является правильным расписывать стены в мечетях аятами или вывешивать их, в противном случае это влечет за собой два нарушения: аяты будут украшать мечети, и будет писаться то, что неуместно;

  • в-пятых, некоторые ученые считают неправильным, что имена Всевышнего Аллаха и Его Пророка ﷺ пишутся вместе. Ведь Аллах — Творец всего, Который послал посланников. Как можно писать имя Аллаха и имя Мухаммада ﷺ вместе, даже если он Его любимый Пророк ﷺ и лучший из людей!? Пророк ﷺ — человек, он — творение. Поэтому ученые сказали, что не подобает рядом с Именем Аллаха писать чье-либо имя, кто бы он ни был. Некоторые разрешают это, обосновывая тем, что имена Аллаха и Его Посланника ﷺ упоминаются вместе во многих аятах Священного Корана и даже в шахаде — свидетельстве единобожия; однако лучше от этого отдаляться.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.