Вопрос №112:
Обязательно ли носить штаны выше щиколоток или же этот хадис с запретом касался людей, живших во времена Посланника Аллаха ﷺ?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Постановления шариата касаются не только тех, которые жили во времена Пророка ﷺ. В основе своей эти постановления, основанные на Коране и Сунне, касаются всех мусульман без исключения, если только текст шариата не указывает на обратное.
Пророк ﷺ сказал:
«مَا أَسْفَلَ مِنْ الْكَعْبَيْنِ مِنْ الْإِزَارِ فَفِي النَّارِ»
«Все то, что ниже щиколоток из одежды, — оно в Огне»[1].
Поэтому является запретным для мужчины надевать одежду, которая опускается ниже щиколоток, по мнению большинства ученых-мухаддисов.
Некоторые же правоведы сказали, что это нежелательно, и доводом приводят хадис, в котором Пророк ﷺ сказал:
«لَا يَنْظُرُ اللَّهُ إِلَى مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلَاءَ»
«Не посмотрит Аллах на того, который тащил полы своей одежды с высокомерием»[2].
Известно, что при Пророке ﷺ богатые арабы тащили свою длинную одежду по земле из-за высокомерия, и даже порой рабы носили за ними подол одежды. Они сказали, что эти два хадиса необходимо рассматривать вместе, и что это сообщение указывает на запрет ношения одежды с высокомерием. Если же человек не проявляет высокомерия, то носить такую одежду является нежелательным.
В чем тут проблема? Из науки Усуль аль-Фикъх (основы правоведения) известно, что, когда приходят в шариате два текста, и один из них подразумевает что-то общее, а другой, в свою очередь, что-то частное, то для того, чтобы их объединить и сделать один из них общим, а другой частным, должна быть единая причина и единый хукм по указанному делу в этих хадисах. Тогда мы можем сказать, что одно является общим, а другое частным. Далее мы оставляем общее и следуем частному. Однако в наших двух хадисах такого нет, так как в них говорится о разных наказаниях.
Что касается того, кто надевал одежду ниже щиколоток, Пророк ﷺ сказал: «…это в Огне». А что же касается того, кто таскал одежду по земле из-за высокомерия, то о нем сказано: «Аллах не посмотрит на него в Судный День».Таким образом, в них говорится о двух разных наказаниях. Ввиду того, что хукмы в этих хадисах разные, мы не можем один из этих текстов сделать частным для другого текста, который, в свою очередь, является якобы общим. Поэтому мы принимаем оба этих текста как есть и не отменяем одним из них другой. Мы говорим: «Кто носит одежду ниже щиколоток, то это в Огне, а тот, кто носит одежду, таская по земле, то Аллах не посмотрит на него». То есть это абсолютно разные хадисы и указывают на разные наказания, и не отменяет один из этих хадисов другого, и не сужает его значение. Поэтому, согласно более сильному мнению ученых, — это действие является запретным.
Кто-то может упомянуть историю, в которой сказал Абу Бакр E: «О Пророк, поистине, случается так, что моя одежда спускается, и мне приходится ее поднимать», на что Пророк ﷺ ответил: «Ты не носишь ее с высокомерием»[3]. Когда у Абу Бакра E были какие-то причины, при которых иногда одежда спадала, и он поднимал ее, не делая так из-за высокомерия, то Пророк ﷺ объяснил ему, что в этом нет проблем.
Обратите внимание на то, что ответ Пророка ﷺ касается второго хадиса, но не касается первого, потому что таскать одежду по земле — это одно, а когда одежда ниже щиколоток — это совсем другое. Поэтому и наказания разные.
Подводя итог, скажем точно так, как приходит в достоверном хадисе от Абу Хурайры со слов Пророка ﷺ: «Все, что ниже щиколоток, — в Огне»[4].
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
21 Раби́’у ль-аууаль 1440 г. (29.11.2018)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 5787, т. 7, с. 141; Сунан Ан-Насаи, хадис № 5330, т. 8, с. 207;
Муснад Ахмада, хадис № 7467, т. 12, с. 433; а также хадис № 9319, т. 15, с. 185.
[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 5791, т. 7, с. 142; Сахих Муслима, хадис № 2085, т. 6, с. 146; Сунан Ибн Маджа, хадис № 3571, т. 5, с. 199; Муатта Малика, хадис № 2655, т. 2, с. 501.
[3] Сунан Абу Дауда, хадис № 4085, т. 4, с. 224; Сунан Ан-Насаи, хадис № 5335, т. 8, с. 208; Муснад Ахмада, хадис № 5351, т. 9, с. 254.
[4] См. выше.