Вопрос №110:
Дайте, пожалуйста, наставление по поводу участия в таких праздниках, как возрождение черкесского народа, день флага, день черкесского костюма и так далее. Поскольку очень большое количество соблюдающих мусульман находятся в эти дни среди основной невежественный массы.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверном сборнике от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 7288, т. 9, с. 94; Сахих Муслима, хадис № 1337, т. 7, с. 91.
Многие народы справляют сегодня подобные праздники. Они отмечают день какого-то события, которое произошло в истории этого народа, день герба или флага, день памяти выдающейся исторической личности этого народа, которая принесла им огромную пользу, и т. д. Однако все это является запретным, потому что это праздник, а праздник в Исламе — религиозное событие. И все, что имеет отношение к религии, должно иметь доводы из Корана и Сунны.
Если следовать подобной аналогии, то тот день, когда Пророк ﷺ уничтожил триста идолов в Мекке, тоже можно объявить праздником. Разве был день лучше, чем тот, когда он зашел в Мекку, из которой его выгнали, и разрушил всех идолов? Разве может быть повода лучше для праздника, чем этот? Или тот день, в котором он провел прощальную проповедь для собравшихся ста двадцати тысяч мусульман, можно было и его объявить праздником. Но, тем не менее, он не объявил их праздничными днями. И передается в достоверном хадисе, что сказал Пророк ﷺ:
«Тот, кто придумал в этом нашем деле что-то, чего в нем нет, то оно отвергнуто».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2697, т. 3, с. 184; Сахих Муслима, хадис № 1718, т. 5, с. 132[1].
После смерти Пророка ﷺ его сподвижники открыли великие страны, разгромив многобожников Византии и Персии. Они тоже могли объявить праздники по случаю побед в сражениях. Великие битвы в истории Ислама: битва при Ярмуке и при Къадисии — это знаменательные события, которые поменяли географию всего земного шара. Поменялись государства, религии, изменились границы. После этих битв Ислам увеличился и распространился, до людей дошла истина, однако никто не делал из этого праздника.
Для мусульман было и есть только два праздника: по завершении Рамадана — «’ид аль-Фитр», по завершении хаджа — «’ид аль-Адха». Оба они связаны с великими поклонениями, такими как пост и хадж. В Исламе не дозволяется придумывать от себя какие-то праздники, так как на них собираются люди и выполняют определенные ритуалы, что может противоречить религии. И если мы откроем эти двери для каждого, кто хочет, то все будут праздновать каждый день. И на сегодняшний день надсмехаются над некоторыми странами, где каждую неделю объявлены различные праздники.
У мусульман есть два великих праздника, и мы гордимся ими, исполняя их как подобает. Все остальное является неприемлемым и запретным, и в этом уподобление немусульманам. И как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе:
«مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ»
«Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 4031, т. 4, с. 204; Муснад Ахмада, хадис № 5114, т. 9, с. 123.
А Аллаху ведомо лучше.