Ответы на вопросы

Есть ли в ташаххуде довод на дозволенность ширка?

Вопрос № 218:
«Как я знаю, намаз — это разговор раба с Аллахом, и во время ташаххуда непонятен один момент: «السَّلامُ عَلَيـكَ أَيُّهـا النَّبِـيُّ» переводится как «мир тебе, о Пророк». Слышал, что некоторые заблудшие приводят это как довод, что можно обращаться к Пророку ﷺ с дуа. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Подобное сомнение распространяется многобожниками, называющими себя мусульманами, якобы можно просить Пророка ﷺ после его смерти. И доводом на это они приводят ат-ташаххуд, который передал ‘Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, в достоверных сборниках Бухари и Муслима[1]:

التَّحِيّـاتُ للهِ وَالصَّلَـواتُ والطَّيِّـبات ، السَّلامُ عَلَيـكَ أَيُّهـا النَّبِـيُّ

Это один из самых достоверных хадисов, в достоверности которого нет сомнений. Опираясь на него, многобожники говорят, что в этом хадисе сказано: — О, Пророк

يا أيها النبي

Поэтому, якобы, это дозволяет просить Пророка ﷺ после его смерти.

Необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что следует смотреть на тексты шариата в их совокупности, не выдергивая одни тексты и оставляя другие. Этим методом пользовались и пользуются нововведенцы во все времена. Они берут одни тексты Корана и Сунны и оставляют другие.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

إِن تَدۡعُوهُمۡ لَا يَسۡمَعُواْ دُعَآءَكُمۡ وَلَوۡ سَمِعُواْ مَا ٱسۡتَجَابُواْ لَكُمۡۖ

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам».
[сура «Фатыр», 14 аят]

Упомянутый, а также десятки других аятов Священного Корана, указывают на то, что просить можно только Аллаха:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

«Поистине, места поклонения принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом».
[сура «аль-Джинн», 18 аят]

Оставляя все эти аяты и достоверные хадисы Пророка ﷺ, например, где он сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен им Аллах: «Если ты просишь, то проси у Аллаха»[2], — они находят такие хадисы, в которых есть нечто, за что они могут ухватиться. Однако на самом деле даже в этих хадисах у них нет довода.

Что касается хадиса об «ат-тахият», то сподвижники читали его во времена Пророка ﷺ, были ли они в Медине или в другом каком-то месте, были ли они рядом с Пророком ﷺ или вдалеке от него. И даже когда они его произносили, находясь за Пророком ﷺ, совершая молитву за ним, то говорили это про себя.

Отсюда напрашивается вопрос: слова «Ташаххуда» — это слова людей или мольба? «Ат-тахият» — мольба, которая узаконена в шариате. Если бы это были слова людей, молитва была бы испорчена этим, так как в молитве запрещается говорить что-то из слов людей. Отсюда мы понимаем, что это мольба, так как молитва — либо зикр, либо мольба. И раз это узаконено шариатом именно таким образом, то мы говорим так, как это узаконено, не меняем ничего в этой религии.

Кто-то может сказать, что от того же Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, пришел хадис, что после смерти Пророка ﷺ говорили:

السَّلامُ عَلَى النَّبِـيُّ

— «приветствие на Пророка»[3], но не говорили: «Приветствие тебе, о Пророк». В действительности такой хадис тоже есть, но это мнение Ибн Мас’уда. И тот, кто хочет говорить так, имеет на это право, но и тот, кто говорит иначе, тоже имеет на это право. После смерти Пророка ﷺ сподвижники говорили: «О Посланник» — это известно. Даже его дочь Фатима, да будет доволен ею Аллах, после его смерти говорила подобное: «О, мой отец»[4]. Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил так в хутбе, но это не было мольбой.

Это то, что в арабском языке называется «йа ан-нида». Например, когда мы рассказываем про ‘Умара или про Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, то говорим: «О, ‘Умар, какой же ты был смелый. О, Абу Бакр, какой же ты был справедливый». Мы не обращаемся к ним с мольбой, однако это один из приемов, который украшает речь, относится к красноречию, к риторике, да и только. Поэтому на дозволенность указывает как шариат, так и арабский язык, а также деяния сподвижников, и в этом они не видели ничего запретного. Это первая часть вопроса.

Теперь вторая часть вопроса. Общение с нововведенцами, чтение их сомнительных книг представляет опасность для мусульман, потому что те братья и сестры, которые не изучали шариат, могут подвергнуться этому испытанию, их сердца могут склониться к этим нововведениям. И если они не будут знать ответа на тот или иной вопрос, это может привести их к заблуждению.

Поэтому Всевышний Аллах говорит в Коране:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Спрашивайте знающих, если вы не знаете».
[сура «ан-Нахль», 43 аят]

Желающие изучать шариат должны брать знания у тех, кто является носителем этого шариата.

А Аллаху известно лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.