Вопрос №68:
Являются ли грехом мысли? Несмотря на то, что я не хочу, эти мысли все равно приходят: про Аллаха, про религию, про людей. Как мне быть? Я боюсь выйти из Ислама, ведь приходят очень страшные мысли.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нет сомнения, что человек — существо думающее, у которого есть мысли, и эта религия поставила рамки даже для мыслей человека. Именно об этом спросили некоторые сподвижники, когда был ниспослан аят, где Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом».
[Сура «Аль-‘Имран», аят 102]
Они пришли к Пророку ﷺ и сказали: «До сегодняшнего дня мы делали то, что нам было приказано, и то, что мы могли делать: мы молились, постились, совершали джихад, сделали хиджру, но сегодня был ниспослан аят, который мы не можем сделать», — потому что боятся Аллаха так, как подобает является невозможным. Ведь у каждого человека есть какие-то мысли, какие-то грехи, о которых он думает, разное может прийти ему в голову, и он размышляет об этом, вот они и побоялись, что за это будут спрошены.
Тогда Аллах ниспослал им другой аят:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Бойтесь Аллаха как можете».
[Сура «Ат-Тагъабун», аят 16]
Также в Сунне нашего Пророка ﷺ в достоверных сборниках имамов Бухари[1] и Муслима[2] передается, что Пророк ﷺ сказал: «Воистину, Аллах простил моей Умме то, что они обдумывают в душе, до тех пор, пока они не совершат или не скажут то, что обдумывали», то есть пока человек не произнесет и не сделает чего-то, то все, что касается его мыслей, является прощенным и аннулированным. Это общее правило, и за это он не будет нести ответственность.
Но, возможно, человек понесет ответственность за какие-то мысли. Так, например, если он хотел совершить греховное и создал все причины для того, чтобы осуществить это, открыв свое сердце для запретного, но потом, по тем или иным причинам, не смог этого добиться, то, несомненно, он за это получит наказание. Потому что не просто думал об этом, но уже решился на греховное и попытался его совершить. Однако если просто пришла мысль, и он с ней боролся, старался отдалиться от нее, то, конечно же, за это не будет никакого наказания.
А Аллаху ведомо лучше.