Вопрос № 189:
«Разъясните, пожалуйста, хадис, в котором говорится, что порвала женщина покрывало между собой и Аллахом, если разделась не в доме своего мужа».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Как-то раз к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, явились женщины из числа жителей Химса, и ‘Аиша спросила у них:
«Наверно, вы из тех женщин, которые посещают общественные бани?» Они ответили: «Да, мы делаем это». Тогда ‘Аиша сказала им: «Поистине, я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: “Любая женщина, снимающая одежду не в доме своего мужа, разрывает то, что есть между нею и Аллахом”».
Этот хадис приводят имамы Тирмизи, Абу Дауд и другие[1], да помилует их Аллах, однако он является слабым[2].
В другой же версии, которую приводит имам Ахмад[3], да помилует его Аллах, в цепочке передатчиков есть человек, которого звали Язид ибн Аби Зияд и о котором имам аз-Захаби сказал «واهن» [уахин] — то есть чрезвычайно слабый передатчик.
Имам Насаи сказал про него, что его хадисы надо оставлять. Иными словами, он не просто слабый передатчик, а тот, чьи хадисы никак и ни при какой ситуации не принимаются, даже в виде закрепления других хадисов.
Сказал ибн Мубарак об этом человеке: «Выбрось его из иснада хадисов, он не годится как передатчик». Это наиболее яркий, очевидный довод к тому, что этот хадис является слабым. Также о слабости или доверенности других его передатчиков существуют разногласия у имамов, чего нет по поводу именно этого человека, насколько мне известно. Таким образом, неприемлемо следовать этому хадису, раз он является слабым.
Однако, если бы даже у этого хадиса не было проблемы со стороны цепочки передатчиков, то она возникла бы со стороны его значения. В хадисе сказано: «Женщина, снимающая одежду не в доме своего мужа…», но ведь женщина может снимать свою одежду в доме своего отца, сестры или брата, и никто не вправе сказать, что это запретно для нее, если ее не видят чужие мужчины.
Правоведы упоминают отсутствие фитны как условие, при котором женщина, если находится в каком-то месте, может снимать свою одежду. Они говорят, что, где бы она ни была, будь это дом ее родителей, брата и т. д., в этом месте не должно быть фитны, при наличии которой она не может снимать свою одежду. Если в этом месте находятся чужие мужчины или там есть то, что может навредить ее религии, то ей это запрещается.
А Аллаху ведомо лучше.