Ответы на вопросы

Ислам и психология

Вопрос №123:
Как мусульманин должен относиться к психологии?
Сегодня многие углубились в эту науку так, что некоторые даже оставляют религию, подвергнувшись ее влиянию.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Психология — это изучение души. Аллах, Свят Он и Велик, упоминает душу в Своей Книге десятки раз, и данная тематика является одной из важнейших областей в нашей религии.

Есть три веда души, о которых упоминается в Священной Книге.

Первый вид — душа спокойная, обретшая покой. К ней Всевышний обращается в Коране:

 يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ

«О душа, обретшая покой»
[Сура «Аль-Фаджр», аят 27]

Второй вид — душа порицающая или попрекающая. Аллах говорит:

وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

«Клянусь душой, которая порицает».
[Сура «аль-Къыяма», аят 2]

Третий вид — душа, побуждающая к скверному. О ней Аллах, Свят Он и Велик, упоминает в суре Йусуф, со словженщины, которая сказала:

 إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ

«Поистине, душа повелевает к скверному»
[Сура «Йусуф», аят 53]

Аллах, Свят Он и Велик, в Своей Книге также поведал нам и о лечении:

وَشِفَاءٌ لِّمَا فِي الصُّدُورِ

«(Коран является) лечением того, что в груди»
[Сура «Йунус», аят 57]

Ислам отдал этой тематике достаточно внимания. Для тех, кто изучает душу и то, что ее укрепляет, делает благородней, благочестивей, а также исцеляет болезни души, то, что нарушает ее праведность, — все это есть в Коране и Сунне. У нас нет необходимости в книгах, которые написаны безбожниками. Пусть мусульмане прочитают все аяты с тафсиром, в которых говорится о душе, а затем изучат все хадисы, в которых приходят упоминания о ней с комментариями ученых. Кроме того, пусть ознакомятся с книгами ибн аль-Къайима, да помилует его Аллах, который углубленно изучает душу и ее болезни. Всего этого достаточно для изучения данной тематики.

Однако, если есть необходимость в изучении психологии как науки, то это разрешается, при соблюдении следующих условий.

Во-первых: если человек изучает психологию как науку, чтобы стать специалистом в этой области, таким как врач-психолог, педагог-психолог или детский психолог и т.д. Но при этом он должен быть внимателен.

Во-вторых: у него должны быть хотя бы основные базовые знания Шариата. В противном случае, читая книги безбожников, он подвергнется их влиянию, что чревато для него заблуждением в религии.

В-третьих: чтобы он обращался к ученым со своим вопросом из данной области, который он не может решить, дабы они разъяснили ему его.

Мы знаем, что во многих исламских странах есть факультеты психологии и в основном учеба там проходит по книгам, которые написаны мусульманами. И даже если и брибегают к некоторым иностранным книгам, то они переведены мусульманами, имеющими знания Шариата и его правильное понимание. В случае присутствия противоречащих религии высказываний они добавляют какие-то ссылки или сноски, предупреждая, что эти воззрения психологов не соответствуют Корану и Сунне.

Если люди изучают психологию именно в таком ракурсе, то в этом нет ничего страшного. Они делают это для науки и получения полезных знаний, чтобы впоследствии помочь людям. Известно, что если у людей есть проблемы психологического характера — в семейных отношениях, с детьми, с работодателями или коллегами и т.д. — их надо решать. Поэтому специалистов-мусульман в этой области, которые обучились с теми условиями, которые мы упомянули, только на благо.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.