Вопрос № 222:
«Давно интересует вопрос: как хоронить родственников-немусульман, например родителей, в немусульманской стране, где мусульман очень мало или даже практически нет? Как и где нужно организовывать похороны, если в данной местности принято, чтобы дети хоронили своих родителей, и неучастие в их похоронах будет расценено как небрежное отношение к ним? Мы не хотим, чтобы потом плохо говорили о мусульманах и об Исламе».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Вопросы подобного рода очень актуальны в наше время, поскольку сегодня многие мусульмане живут среди немусульман, а также потому, что многие немусульмане принимают Ислам. Это очень радует верующих, так как наша религия распространяется, и все больше людей понимают, для чего они созданы, кто их Господь и что они должны делать в этом мире. Соответственно, складывается ситуация, когда человек принимает Ислам, а его родственники остаются в неверии. И тут возникает логичный вопрос: что делать мусульманину или мусульманке, если умирает кто-то из их родных: родителей, братьев, сестер и т. д.?
Вспомним хадис, который привели имамы Абу Дауд, Ахмад и другие, в котором Али, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сообщил ему, что его отец Абу Талиб умер. И тогда Пророк ﷺ повелел ему пойти и похоронить отца[1]. Этот хадис посчитал хорошим имам аз-Захаби, да помилует его Аллах. Также передается от некоторых сподвижников[2]: от ‘Али, Умара, Абу ‘Алия, да будет доволен ими Аллах, — что они давали фетву, разрешающую мусульманину хоронить неверных родственников. Однако во всех найденных нами текстах выделяется два условия.
Первое. Мусульманин занимается такими похоронами только в том случае, если у покойного нет других родственников, которые сделали бы это согласно своей религии. То есть если у умершего есть, например, еще один сын или еще одна дочь, которые смогут похоронить покойного так, как требует их религия или обычаи (христианство, иудаизм, коммунизм и т. д.), то мусульманин не занимается непосредственными похоронными действиями. Однако он присутствует на похоронах, потому что умерший был его близким родственником. Когда же нет других родственников или каких-то специальных похоронных служб при церкви или при кладбищах, и мусульманин понимает, что если он не омоет тело своего умершего родственника, если он не купит для него гроб (при обычае погребения в гробу) и не похоронит его, то никто другой этого не сделает, — тогда ему дозволено заниматься всем этим. Однако он обязан отдаляться от всех ритуалов, относящихся непосредственно к другим религиям, то есть не осеняет покойника крестом, не произносит их молитвы и т. д.; он совершает только погребение.
Второе. Во время погребального шествия мусульманин должен находиться впереди умершего. Он не должен идти ни за умершим, ни возле него. На это указывают предания от сподвижников: от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу ‘Алия и других, да будет доволен ими Аллах, говоривших: «Похорони, но будь впереди умершего»[3].
Если соблюдены оба этих условия, то нет никаких проблем в том, чтобы похоронить родственника, который не является мусульманином.
А Аллаху известно лучше.