Вопрос № 256:
«Я хотела бы задать Вам женский вопрос. Как определяется окончание хайда? Бывает, что по нескольку раз приходится делать гъусль или же, наоборот, можно пропустить время намаза. Очень сложно разобраться. Спрашивала у нескольких сестер, они тоже затрудняются ответить. Не могли бы Вы выложить публикацию по этому вопросу, чтобы мы могли изучить его?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ ۖ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций»»
[сура «аль-Бакъара», аят 222].
Наличие менструального цикла у каждой совершеннолетней женщины предопределено Аллахом, и каждая женщина-мусульманка должна знать относящиеся к нему законоположения. Поэтому замечательно, что сестра задает такие вопросы, и хорошо, что сначала она задавала их сестрам, потому что в основе эта тема должна обсуждаться среди женщин. Есть знающие сестры, которые должны отвечать на подобные вопросы. Но поскольку она не нашла ответа у женщин, нет ничего страшного, если на этот вопрос ответят мужчины.
Средняя продолжительность хайда обычно составляет от пяти до восьми дней, редко когда меньше или больше этого.
На завершение хайда указывают две вещи: сухость или белые выделения, которые бывают у женщин. Если появился один из этих двух признаков, значит хайд закончился. Однако часто бывает, что после этого появляются выделения желтого или коричневого цвета — они не похожи ни на хайд, ни на простые прозрачные выделения. Именно относительно них женщины всегда сомневаются: хайд это или уже нет, как к этому относиться?
Это очень легкий вопрос. Имамы аль-Бухари и Муслим, да помилует их Аллах, передают хадис от Умм ‘Атыйи, да будет доволен ей Аллах, в котором она сказала:
«Мы не считали желтоватые выделения чем-то важным»,
— Сахих аль-Бухари, хадис № 320.
— то есть если крови уже нет, на эти выделения не обращали внимания.
В некоторых версиях этого хадиса сказано:
«После очищения мы не видели в этих выделениях ничего страшного».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 307; Сунан ан-Насаи, хадис № 368; Сунан Ибн Маджа, хадис № 647.
Основываясь на этом, мусульманка не должна обращать на небольшие выделения после очищения никакого внимания. Она делает гъусль, совершает молитву, держит пост и так далее.
А Аллаху ведомо лучше.