Вопрос №93:
Как поступить, если не успеваю прочесть «аль-Фатиха» в то время, когда имам читает намаз про себя?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Сура «аль-Фатиха» является обязательной для чтения в молитве, особенно это касается имама и того, кто делает молитву один. Что же касается тех, кто молится за имамом, — в этом имеются разногласия. Эту тему мы ранее обсуждали в вопросе №25.
Если человек заходит в молитву, то у него есть две ситуации, когда он может не читать «аль-Фатиху» за имамом, единогласно.
Первая: когда он зашел в молитву, а имам тем временем находится уже в руку’ (поясной поклон), то и он с ним делает поясной поклон, не читая перед этим «аль-Фатиху». Этот рака’ат ему засчитывается.
Вторая: когда он зашел в молитву, но времени от вступления на молитву до поясного поклона оказалось недостаточно, чтобы прочитать «аль-Фатиху». То есть осталось, например, несколько секунд, после чего имам переходит в руку’, и невозможно при этом успеть прочитать суру, — то и в этом положении с него снимается чтение «аль-Фатихи», и этот рака’ат ему также записывается.
Во всем же остальном он обязан читать суру «аль-Фатиха».
Однако здесь следует упомянуть, что само по себе быстрое чтение не является запрещенным в молитве или нарушающим ее. Известно, что чтение Корана бывает трех видов, исходя из скорости.
Первый: «ат-Тартиль» или «Тиляуа» — это лучший вид чтения. Как сказал Всевышний Аллах:
وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا
«И читай Коран размеренным чтением».
[Сура «аль-Муззаммиль», аят 4]
Это медленное чтение, с четким произношением букв, с остановками, с размышлением над аятами, отдавая каждой букве то право, которое она имеет. Сказал об этом Аллах в Коране:
وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنْزِيلً
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали мы его частями»
[Сура «аль-Исра», аят 106]
То есть читать нужно медленно, задумываясь над прочитанным.
Второй: «аль-Хадр» — быстрое чтение Корана, но без нарушения таджуида и без проглатывания букв. Этим методом пользуются хафизы — люди, выучившие Коран наизусть, которые повторяют заученное каждый день по несколько джузов с чтением «аль-Хадр».
Третье: «ат-Тадуир» — скорость чтения средняя между чтениями «ат-Тартиль» и «аль-Хадр».
Теперь если человек читает «аль-Фатиху» быстро, чтением «аль-Хадр», то нет проблем. Конечно, он оставил то, что лучше, но его молитва принимается. Однако если он читает быстро настолько, что проглатывает буквы, не произнося некоторые буквы Корана должным образом, либо же у него такое искажение харакатов (огласовок), которое меняет смысл аята, то, конечно же, это является запретным, и тот, кто прочитал таким образом «аль-Фатиху», должен этот рака’ат переделать.
Мы помним известный хадис из Сунны Пророка ﷺ «المسيء في صلاته», когда он увидел молящегося человека, который спешил в своей молитве, и сказал ему:
«ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّك لَمْ تُصَلِّ»
«Вернись и помолись, поистине ты не помолился»[1].
Поэтому, если человек спешит настолько, что теряется его спокойствие в намазе, будь то в чтении или будь то в руку’, или в суджуде, — то он обязан переделать эту молитву, поскольку спокойствие в ней является столпом, без которого молитва не действительна.
А Аллаху ведомо лучше.