Вопрос № 254:
«Что делать, если молящийся запутался в количестве совершённых в молитве ракаатов?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы обсуждали похожий вопрос, говоря о земном поклоне для искупления ошибки в намазе — саджда ас-саху. Для совершения саджда ас-саху есть три причины: «Суджуд ас-саху является узаконенным в случае сомнения, увеличения или уменьшения чего-то в молитве».
Однако данный вопрос более конкретный, он касается того человека, который запутался и не знает, сколько ракаатов он совершил. В таком случае возможны два варианта.
Первый. Человек не склоняется ни к одному из мнений о том, сколько же ракаатов он сделал. В этом случае ему нужно следовать хадису, приведенному в достоверном сборнике имама Муслима. Пророк ﷺ сказал:
«Пусть он оставит сомнительное и основывается на том, в чем он уверен».
— Сахих Муслима, хадис № 571.
Например, если человек сомневается, два или три ракаата он совершил, то за основу ему следует взять два ракаата, поскольку в их совершении он уверен, а сомнительное оставить.
Второй. У человека есть сомнения, однако он больше склоняется к одному из мнений. В таком случае он следует тому мнению, которое перевешивает.
И в том, и в другом случае он делает саджда ас-саху. Однако относительно того, когда его следует совершать: до или после саляма, — у ученых есть разногласия. Самое сильное мнение заключается в том, чтобы сделать суджуд ас-саху до того, как дать салям, кроме ситуации, когда ты думаешь, что сделал меньше или совершил упущение в молитве, тогда делай саджда ас-саху после саляма.
Здесь возникает вопрос. Если человек забыл сделать саджда ас-саху и до, и после саляма, когда он может его сделать? В течение какого времени он может вернуться к этой молитве и сделать саджда ас-саху? Большинство ученых считает, что саджда ас-саху совершается, если между окончанием молитвы и моментом, когда человек вспомнил об этом суджуде, прошел небольшой период времени. Например, если человек вышел из мечети и дошел до дома, или принимает пищу, или занимается какими-то другими делами, то это уже значительный период времени. А если он находится в мечети и вспомнил о саджда ас-саху сразу после азкаров или после совершения сунны, то он может вернуться к молитве и сделать саджда ас-саху.
Другие ученые сказали, что если человек вспомнил, что в какой-то молитве у него был недостаток, — даже через сутки, даже через десять лет, — то он может совершить саджда ас-саху, и это мнение Шейх аль-Исляма Ибн Таймийи, да помилует его Аллах.
А Аллаху известно лучше.