Вопрос № 267:
«Расскажите, пожалуйста, об этикете гостеприимства. Как принимать гостей и ходить в гости по Исламу, чтобы избежать неприятных моментов?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах упоминает в Своей Книге гостей, посетивших двух пророков, одним из которых был Ибрахим, мир ему:
هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ ضَيْفِ إِبْرَاهِيمَ الْمُكْرَمِينَ
«Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?»
[Сура «аз-Зарийат», аят 24]
Известно, что Ибрахим, мир ему, проявил к ним почтение самого высокого уровня.
Вторым пророком, о гостях которого рассказывается в Коране, был Лут, мир ему, и известно, что его народ скверно отнесся к его гостям, поэтому он воззвал к своему народу:
فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُخۡزُونِ فِي ضَيۡفِيٓۖ
«Побойтесь Аллаха и не позорьте меня перед моими гостями!»
[Сура «Худ», аят 78]
В другом аяте он, мир ему, сказал:
قَالَ إِنَّ هَٰؤُلَاءِ ضَيْفِي فَلَا تَفْضَحُونِ
«Поистине, это — мои гости, не позорьте же меня!»
[Сура «аль-Хиджр», аят 68]
Также в Коране приводится история о том, как Муса и Хидр, мир им обоим, пришли в одно селение, и его жители отказались принять их в гости по причине своей скупости:
فَأَبَوْا أَن يُضَيِّفُوهُمَا
«Они отказались принять их в гости»
[Сура «аль-Кахф», аят 77].
Все эти аяты содержат предписания нашей религии относительно гостеприимства: необходимо проявлять почтение к гостям, запрещается причинять им неудобства и проявлять скупость по отношению к ним.
Известно, что в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима передается, что Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто верует в Аллаха и Судный день, пусть будет почтительным к своему гостю».
— Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 6018; Сахих Муслима, хадисы № 47.
Мнения ученых относительно гостеприимства разделились. Некоторые сказали, что это обязательно, исходя из вышеупомянутых текстов. Другие, исходя из этих же текстов, сказали, что это предпочтительно. Однако согласно более сильному мнению, — а Аллаху ведомо лучше, — следует разделять между жителями городов и жителями селений.
Если гость пришел в селение, то для его жителей является обязательным принять путника, расположив его у себя, поскольку в селениях обычно нет мест для ночлега, питания, гостиниц и тому подобного. Проведение же ночи или более на улице представляется невозможным.
Что касается города, где широко доступны места для общественного питания и ночлега, то для его жителей принять у себя гостя является Сунной. Не обязательно, чтобы путник гостил у кого-то.
Если человек приехал к кому-то в гости, то какое время принимать его в своем доме обязательно, а какое — предпочтительно? Как на это указывают достоверные доводы от нашего Пророка ﷺ, один день и одна ночь являются обязательными — для тех, кто говорит об обязательности[1]. Все, что сверх этого, является предпочтительным. Но, как приходит в достоверном хадисе:
«Это не должно переходить рамки, чтобы человек не впал в грех». Когда Пророка ﷺ спросили: «Что это значит, о Посланник Аллаха?» — он ﷺ сказал: «Когда человек настолько задерживается в гостях, что люди не могут больше преподносить ему то, что необходимо гостю».
— Сахих Муслима, хадис № 48.
То есть он настолько задерживается, что люди уже не могут проявлять к нему гостеприимства, и таким образом он вводит их в грех, что является запретным.
К гостеприимству относятся некоторые правила этикета, которые ученые приводят в книгах. В первую очередь, это приветствие гостя. Как приводится в достоверном сборнике аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, когда к Пророку ﷺ пришли люди из племени ‘Абд аль-Къайс, он ﷺ сказал им:
«Добро пожаловать делегации!»
— Сахих аль-Бухари, хадис от Ибн ‘Аббаса под № 6176.
Это первое, что необходимо сделать, когда приходят гости. Не следует открывать гостю дверь и молчать, нужно встречать его теми приветствиями, которые приняты в данном обществе, сопровождая их благожелательным выражением лица, мягкостью и улыбкой.
Еще одно правило гостевого этикета, упомянутое учеными, заключается в том, чтобы человек, принимающий гостей, не переходил границы в своем гостеприимстве. Передается, что имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, рассказывал, что когда к Сальману аль-Фариси зашел в гости один человек, он сказал ему: «Если бы Пророк ﷺ не запретил нам излишествовать и переходить границы в гостеприимстве, я перешел бы их для тебя». Поэтому запрещено выходить за рамки разумного, принимая гостей: брать деньги в долг, делать богатые подарки и тому подобное, — то есть пытаться, принимая гостя, превзойти собственные возможности.
Если человека позвали в гости и он хочет привести с собой людей, которых не приглашали, то, согласно гостевому этикету, ему следует спросить разрешения у хозяев дома, как делал Пророк ﷺ. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, да смилуется над ними Аллах, сообщается, что как-то Посланник Аллаха ﷺ пришел к одному из ансаров, и с ним был человек, которого не приглашали. Зайдя Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Этот человек последовал за нами. Если ты позволишь, то он войдет; а если не позволишь, то он вернется», — и тому позволили войти.
— Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Мас’уда аль-Бадри под № 2081; Сахих Муслима, хадис № 2036.
Сегодня следовать этому правилу этикета очень просто: можно отправить текстовое сообщение или позвонить и не нужно идти с людьми до дома пригласившего, откуда им в случае отказа придется возвращаться, потеряв время. Человек, который позвал гостей, лучше знает, какое общество собирать в своем доме. Например, вы можете случайно привести с собой человека, которого не позвали по причине его разногласий с кем-то из приглашенных, чтобы избежать напряженной атмосферы среди собравшихся. Может быть и другая причина, у каждого человека есть свои соображения относительно того, кого приглашать к себе домой.
Важной составляющей гостевого этикета является щедрость по отношению к гостю. Известно, что однажды к Пророку ﷺ пришел гость, и он ﷺ спросил у своих жен, есть ли у них какая-нибудь еда. И все его жены сказали, что кроме воды ничего нет. Обратите внимание на то, как жил Пророк ﷺ! Тогда один из ансаров отправился к своей жене и сказал: «Надо почтить гостя Посланника Аллаха ﷺ!» — на что она сказала, что дома есть еда только для их детей, после чего отдала все, что было, своему мужу для угощения гостя Пророка ﷺ, а сама стала перед детьми делать вид, что готовит им ужин, пока они не уснули. А наутро Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, Аллах был удивлен тому, что вы совершили этой ночью!»
— Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 4889; Сахих Муслима, хадис № 2054.
Аллах, Пречист Он и Возвышен, сообщил Пророку ﷺ о том, что совершила эта семейная пара, и подивился великой щедрости, которую проявили эти сподвижники, после чего и был ниспослан известный аят в Священном Коране:
يُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ
«Они отдают предпочтение (мухаджирам) перед собой, даже если они сами бедны и нуждаются»
[Сура «аль-Хашр», аят 9].
Согласно гостевому этикету, хозяин дома должен сам ухаживать за своими гостями, проявляя свое расположение к ним и радость от их прихода. Даже если гости пришли в тот день, когда у него плохое настроение, он должен оказать им радушный прием и оставить у них хорошее впечатление.
Когда к Ибрахиму, мир ему, пришли ангелы и он приготовил для них жареного теленка, он не просто поставил перед ними еду, а ухаживал за ними, пододвигая ее к ним и спрашивая: «Не покушаете ли?», как сказал об этом Всевышний в Коране:
فَرَاغَ إِلَىٰٓ أَهۡلِهِۦ فَجَآءَ بِعِجۡلٖ سَمِينٖ ٢٦ فَقَرَّبَهُۥٓ إِلَيۡهِمۡ قَالَ أَلَا تَأۡكُلُونَ ٢٧
«Он направился к своей семье с опаской и принес жирного теленка. Он придвинул его к ним и сказал: «Не покушаете ли?»»
[Сура «аз-Зарият», аяты 26-27].
Известно, что ангелы не вкушают пищу, однако Ибрахим поначалу не знал, кем являются его гости, а в те времена отказ гостей от еды свидетельствовал об их злых и скверных намерениях. Всевышний Аллах рассказал, что тогда в сердце Ибрахима, мир ему, закрался страх, но ангелы сообщили ему, что они посланцы Господа, и поэтому не едят, успокоив таким образом Ибрахима, мир ему.
Также, согласно гостевому этикету следует уделять повышенное внимание наиболее старшему гостю, если среди пришедших есть люди разных возрастов[2]. Если же они одного возраста, то нужно выделять того, кто справа, как пришло в Сунне со слов ‘Аиши, которая сказала: «Посланнику Аллаха ﷺ нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всем, что бы он ни делал: совершал ли омовение, причесывался или надевал обувь»[3].
Также гостевой этикет предписывает провожать гостя до двери или ворот. Некоторые предшественники провожали своих гостей даже до края села. Они не закрывали дверь за своим гостем и тем более не сидели на своем месте, когда он уходил, как это, к сожалению, делают некоторые люди: ты заходишь к ним в дом, а когда уходишь, они даже не встают. Это, несомненно, нарушение этикета! Провожать нужно хотя бы до двери, если это квартира; до ворот — если это частный дом; а если это небольшое селение, то лучше проводить гостя до края села или хотя бы до места, где он сядет на какой-то транспорт, в случае, если гость уезжает.
Передается рассказ Абу Убайда аль-Къасим ибн Салляма о том, как он навестил имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах: «Когда я захотел встать, вместе со мной поднялся и имам Ахмад, на что я сказал: «Не вставай». Тогда он поведал мне, что правило совершенного этикета — проводить гостя до двери».
Таким образом, согласно этикету, нужно проводить гостя до общественного места, например, до общей дороги, улицы и тому подобное, то есть до того места, где он смешается с толпой.
Также гостевой этикет предписывает сидеть с гостями до тех пор, пока они не встанут; не вскакивать, не уходить от них самому, а находиться с ними даже до поздней ночи. И на это указывает имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своем достоверном сборнике в главе о том, что можно проводить ночь с гостем[4], где говорится, что следует общаться с ним и уделять ему внимание, которого он заслуживает.
Известно, что после ночного намаза желательно отдыхать, как сообщается в достоверных сборниках. Пророк ﷺ считал нежелательным спать до ночного намаза и вести беседы после него[5], однако для приема гостей и полезных для мусульман дел было сделано исключение[6].
Таким образом, если в доме гость, то разрешено общаться с ним ночью столько, сколько потребуется.
Гостевой этикет предписывает человеку, которому было оказано гостеприимство, обратиться ко Всевышнему Аллаху с мольбой за принявших его людей и попросить, чтобы Всевышний Аллах вознаградил их и приумножил их богатства и благо, в котором они находятся.
В завершение необходимо перечислить некоторые обязательства гостя перед хозяевами дома, которые передаются от ученых:
- гостю следует садиться там, где его посадят;
- удовлетворяться тем, что ему предложат;
- не вставать без позволения хозяина дома;
- сделать дуа за хозяев, после того как он завершит свое пребывание в этом доме.
А Аллаху известно лучше.