Ответы на вопросы

Как совершается молитва аль-джаназа?

Вопрос № 240:
«Как правильно совершать джаназа-молитву? По кому следует и по кому не следует ее совершать?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Начнем со второй части вопроса. Совершать джаназа-молитву следует по всякому мусульманину. Если человек умер мусульманином, — даже если он совершал какие-то грехи, даже если он совершил куфр, но относительно него не было вынесено решение, что он является неверным, — по нему совершается погребальная молитва. Единственная категория мусульман, по которым не совершается джаназа, поскольку они в этом не нуждаются, — это шахиды, погибшие во время боя. Если же человека вынесли с поля битвы и он совершал молитву, или принимал пищу, или разговаривал, а потом умер от ран, полученных в бою, то его хоронят как всех мусульман, с совершением погребальной молитвы.

По немусульманам джаназа не совершается никогда.

По мнению большинства ученых, у молитвы джаназа такие же условия, как у простой молитвы, не случайно же Пророк ﷺ назвал ее «соляту-ль-джаназа», «молитвой похорон». Погребальная молитва совершается как минимум с четырьмя такбирами по единогласному мнению ученых[1]. В некоторых случаях сподвижники совершали пять, шесть, семь, восемь или девять такбиров — и это максимальное количество такбиров в молитве джаназа, пришедшее из Сунны нашего Пророка ﷺ и сунны его сподвижников.

По более сильному мнению ученых[2], следует поднимать руки с каждым такбиром, потому что на это указывают деяния Ибн Умара[3], да будет доволен им Аллах, поднимавшего руки при каждом такбире джаназа-молитвы. Те же, кто говорит, что руки поднимают только в первом такбире, приводят в качестве доводов или слабые хадисы, или аналогию, заявляя: «Нужна отдельная аргументация из Сунны, чтобы понимать руки в остальных такбирах». Но хотя от Пророка ﷺ не пришло ничего относительно поднятия рук с каждым такбиром, однако это передается от сподвижников Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса[4], да будет доволен ими Аллах. Этого достаточно, чтобы и мы поступали так же, потому что они делали это несомненно основываясь на Сунну нашего Пророка ﷺ.

После первого такбира следует прочитать дуа истифтах, затем суру «аль-Фатиха», поскольку Пророк ﷺ сказал:

«Нет молитвы у того, кто не прочитал суру «аль-Фатиха»»,

— Сахих аль-Бухари, № 756; Сахих Муслима, № 394.

— имея в виду любую молитву, а затем какую-нибудь короткую суру.

Также доводом на это является то, что передает имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике от Тальхи ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Я совершил молитву джаназа за Ибн ‘Аббасом, в которой он прочитал суру «аль-Фатиха» так, что мы услышали. Когда он завершил молитву, я взял его за руку и спросил об этом, и он ответил: «Чтобы вы знали, что это является Сунной»».

— Сахих аль-Бухари, асар № 1335.

Потом нужно произнести второй такбир, поднимая руки, как мы сказали выше, и сделать после него салауат за нашего Пророка ﷺ. На это указывает хадис, приведенный от Абу Умамы[5], да будет доволен им Аллах.

Далее следует третий такбир, а после него дуа за умершего. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если молитесь за умершего, то сделайте искренне за него ду’а».

— Сунан Абу Дауда, хадис № 1497, Сунан Ибн Маджа, хадис № 3199.

В достоверной Сунне пришло несколько таких ду’а, и одно из самых достоверных сообщений на этот счет привел в своем сборнике имам Муслим от ‘Ауфа ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ، وَارْحَمْهُ وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الْأَبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَقِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَ النَّارِ

«О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его[6], и окажи ему милость, и окажи ему хороший прием, и сделай место его входа[7] просторным, и омой его водой, снегом и градом[8], и очисть его от прегрешений подобно тому, как очистил Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мук могилы и от мук огня!».

[Аллахумма-гфир ля—ху[9], уа—рхам—ху, уа ‘афи—хи, уа-‘фу ‘ан—ху, уа акрим нузуля—ху, уа уасси’ мадхаля-ху, уа-гъсиль-ху би-ль-маи, уа-с-сальджи уа-ль-баради, уа наккъи-хи мин аль-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, уа абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахли-хи, уа зауджан хайран мин зауджи-хи, уа адхиль-ху-ль-джанната уа а’из-ху мин ‘азаби-ль-къабри уа ‘азаби-н-нар].

— Сахих Муслима, хадис № 963.

Если же умерший был несовершеннолетним, то после третьего такбира следует прочитать:

اللهُـمِّ اجْعَلْـهُ لَنا فَرَطـاً، وَسَلَـفاً وَأَجْـراً

«О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас в раю, стал нашим предшественником и стал наградой для нас»[10]

[Аллахумма-дж’аль-ху ляна фаратан уа саляфан уа аджра].

После четвертого такбира нужно немного подождать и дать один салям, повернув голову направо. Передается Ибн ‘Аббаса[11], а также от более чем десяти сподвижников[12], что они выходили из погребальной молитвы таким образом. Нет никаких достоверных сообщений от Пророка ﷺ относительно саляма налево.

Большую часть приведенного нами из сунны совершения джаназа-молитвы передал Ибн аль-Къаййим в своей книге «Заду-ль-ма’ад».

Есть еще два замечания, которые необходимо упомянуть.

Первое. Иногда люди совершают ошибку, располагая тела умерших так, что перед имамом находится только одно тело, а остальные — справа или слева от него. Некоторые ученые даже сказали, что такая джаназа не принимается, поскольку, по единогласному мнению ученых, усопший должен лежать перед молящимися. Исключением является только погребальная молитва по отсутствующему, у которой есть свои условия, и мы уже говорили об этом ранее. Поэтому тела необходимо положить так, чтобы перед имамом находилась хотя бы часть каждого из них. Для тех, кто молится за имамом, соблюдение этого условия необязательно, поскольку молитва имама — это их молитва.

Второе. Нам неизвестно, чтобы Пророк ﷺ хотя бы раз в жизни совершал на кладбище погребальную молитву по человеку, который еще не похоронен. Из достоверной Сунны мы знаем, что все джаназа, которые он ﷺ совершал на кладбищах, были уже после похорон умерших. Так, в достоверном сборнике у Бухари сообщается, что однажды умерла женщина, обычно убиравшая в мечети, и Пророку ﷺ не сказали об этом. Когда же он узнал о ее смерти, он пошел и совершил джаназа над ее могилой[13].

На сегодняшний день некоторые приносят покойного на кладбище и совершают там погребальную молитву. Ученые разошлись во мнениях о дозволенности подобного действия, и есть те, кто считает это запретным. Однако передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, совершил джаназа по ‘Айше, да будет доволен ею Аллах, на кладбище до ее похорон, и, насколько мне известно, никто из сподвижников не порицал его за это[14].

Можно ли после четвертого такбира читать салауат?

Как мы уже говорили, салауат читается после второго такбира. Не надо ничего менять местами в молитве. После первого такбира читается «аль-Фатиха» и другая сура, после второго — салауат, после третьего — дуа, которые мы упомянули, или другие дуа из Сунны.

Есть ли разница в том, как стоит имам относительно тел мужчины и женщины?

Некоторые сказали, что совершая джаназа по женщине, следует встать напротив ее головы, а по мужчине — напротив середины его тела. В этом вопросе есть небольшие разногласия.

А Аллаху известно лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия

19 Джумада аль-уля 1441 г. (14.01.2020)
1
  • [1]

    Тамхид Ибн 'Абд аль-Барра, т. 6, с. 334; Маджму' ан-Науауи, т. 5, с. 230.

  • [2]

    Это мнение шафиитов, маликитов, ханбалитов и некоторых ханафитов.

  • [3]

    Мусаннаф Ибн Аби Шейба, асар № 11498; аль-Байхакъи № 7243, иснад этого предания посчитал достоверным Ибн Хаджар в своей книге «ад-Дирая», т. 1, с. 236.

  • [4]

    Это передал Са'ид Ибн Мансур, как об этом сказал Ибн Хаджар в «Тальхис аль-Хабир», т. 2, с. 291.

  • [5]

    Муснад аш-Шафи'и, № 588; Шарх Ма'ани аль-Асар ат-Тахауи, № 2868; Сунан аль-Кубра аль-Байхакъи, № 7209; Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 3, с. 296; Муснад аш-Шамиин ат-Табарани, № 3000. Иснад этого предания посчитал достоверным Ибн аль-Къайим в книге «Джаля аль-Афхам», с. 192.

  • [6]

    Речь идет об избавлении от мучений, искушений и мрака могилы.

  • [7]

    Имеется в виду могила.

  • [8]

    Здесь метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения.

  • [9]

    «Ху» — слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица, которое употребляется в тех случаях, когда речь идет о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ха», например: «Аллахумма-гфир ля-ха уа-рхам-ха, уа 'афи-ха, уа-'фу 'ан-ха …”, — и так далее.

  • [10]

    Сахих аль-Бухари, передается «муаллякъан» от аль-Хасана аль-Басри в главе: «Чтение "аль-Фатихи" во время заупокойной молитвы», т. 2, с. 113, перед хадисом № 1335; Шарх ас-Сунна аль-Багъауи, т. 5, с. 357; Мусаннаф Абд Ар-Раззакъа, № 6588.

  • [11]

    Масаиль Ахмад Абу Дауда, асар № 1029, Сунан аль-Кубра аль-Байхакъи, асар № 6990.

  • [12]

    Аль-Ишраф Ибн аль-Мунзира, т. 5, с. 244; аль-Маджму' ан-Науауи, т. 2, с. 366; аль-Истизкар Ибн Абд аль-Барра, т. 3, с. 32.

  • [13]

    Сахих аль-Бухари, хадис № 460; Сахих Муслима, хадис № 956.

  • [14]

    Аль-Мугъни Ибн Къудамы, т. 2, с. 159.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]