Вопрос № 220:
«Совершается ли в самолете намаз, каким образом?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В самолете совершить молитву сложно, так как человек, который решит это сделать, не сможет выполнить ее полноценно. Какие-то условия этой молитвы или ее столпы будут нарушены, будет это касаться къиблы, что является условием, или таких столпов молитвы, как полноценный суджуд или руку’. Поэтому прежде всего этот вопрос нужно рассмотреть с другой точки зрения: делать ее в самолете или не делать?
Если есть возможность не совершать молитву в самолете — это лучше. Мы знаем, что в основном длительность воздушных рейсов бывает не более пяти-шести часов. Около 80% всех рейсов, особенно в наших странах, имеют длительность примерно от двух до шести часов. Очень редко бывает более длительный воздушный рейс.
Во время путешествия человек совмещает молитвы зухр с ‘асром, а магъриб и ‘иша, и нет в этом проблем. Он может сделать молитву:
— до того, как будет произведена посадка, если наступило ее время;
— после того, как он приехал в место своего назначения, так как длительности ее времени хватает для того, чтобы совершить молитву, объединив вне самолета.
Проблема заключается в совершении утренней молитвы, потому что она ни с какой не совмещается, и ее время является кратким, в отличие от других молитв. Поэтому будет лучше, если у человека есть возможность не покупать билеты на эти полтора-два часа в сутках, которые являются проблемными.
Если же все-таки получилось так, что пришло время молитвы, когда человек находится в самолете, и время молитвы выйдет, пока он долетит до места назначения (к примеру, он летит в другую часть света, а полет продолжается 10–15 часов), в этом случае ему надо попытаться договориться с работниками самолета. Обычно ему предоставят место, и они ориентировочно будут знать, где находится къибла, в какую сторону хотя бы примерно поворачиваться, и человек совершит молитву полноценно.
Если же он не сможет этого сделать, то совершает ее так, как может, как сказал Всевышний Аллах в Коране:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Бойтесь Аллаха как вы можете».
[сура «ат-Тагъабун», аят 16]
Если он не может полноценно совершать стоя — совершает сидя, если не может точно узнать къиблу — делает попытку и совершает по возможности. Если он может совершить омовение — он обязан это сделать, если нет — делает таяммум и так далее. Он должен совершить эту молитву вовремя.
Также некоторые люди совершают молитву сидя. Къыям, само стояние, с них не спадает во время перелета, ведь они могут совершать ее стоя?
Конечно, это очень важный вопрос. Часто многие на это не обращают внимание. Некоторые люди, которые имеют какие-то оправдания, например, в вопросах суджуда или руку’а, как люди в самолете, больные, во время беременности и т. п., делают молитву сидя, хотя они могут делать ее стоя. Это не дозволено, так как стояние в молитве — это ее столп.
Никто им ничего не скажет, если они будут ее делать стоя, и для них нет затруднения в этом. Однако если они не могут сделать суджуд или руку’, тогда они могут сесть на кресло или стул и сделать их сидя. Почему они думают, что если они не могут сделать полноценно суджуд или руку’, то им разрешается делать молитву сидя, хотя он может сделать ее стоя?
Каждое из этих действий является столпом молитвы: стояние в молитве — это столп, руку’ — это столп, суджуд — это столп. Если что-то из этих столпов человек может совершить полноценно, то он не должен это оставлять.
А Аллаху известно лучше.