Вопрос № 151:
Как справиться с отвлекающими от намаза мыслями?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Молитва является самым важным в жизни человека после веры в Аллаха, и в этом не сомневается ни один мусульманин. Поэтому отношение к молитве: как человек совершает ее; какие следы она оставляет в его сердце; как отражается в его деяниях и во всех сферах его жизни — это один из самых важных вопросов для каждого верующего. Нет сомнения, что любая из подобных тем так или иначе всегда возвращается к одной области — душе, сердцу человека.
Передается в достоверном хадисе от нашего Пророка ﷺ:
«Поистине, в теле человека есть кусочек плоти, и если он является благим, то и все тело будет благим, если же он является испорченным, то и все тело будет испорченным, — и это сердце».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 52, т. 1, с. 20; Сахих Муслима, хадис № 1599, т. 5, с. 50.
Тому же, кто не находит смирения в молитве, отвлекается, думает о каких-то посторонних делах, не относящихся к ней, нужно обратить внимание на следующие моменты.
Первое: этот человек должен «вернуться» к своему сердцу. Если его сердце занято чем-то, что отвлекает от молитвы, то нет смысла совершать какие-то действия или принуждать себя к чему-то, пока сердце не сосредоточено на главном. Начните со своего сердца! Если оно исправится и станет, образно говоря, здоровым по отношению к нашей вере, то и молитва человека, его ду’а, азкары, посты и все, что он делает из благодеяний, — исправятся, станут единственно верными и правильными.
Второе: человек должен задуматься о величии молитвы. Пусть вспомнит те аяты и хадисы, которые указывают на величие молитвы в жизни мусульманина, поймет, что это единственное поклонение, которое было передано нашему Пророку ﷺ напрямую без посредничества Джибриля[1], мир ему, когда Аллах приблизил его к Себе возле Лотоса Крайнего Предела, дальше которого не подходят к Аллаху творения, Свят Он и Велик. Однако Аллах приблизил своего любимого Пророка Мухаммада ﷺ к этому пределу и сообщил ему напрямую о данной молитве, обязав его и его общину выполнять ее. Некоторые ученые написали по этому поводу книги, где исследуют величие молитвы.
Третье: человек должен совершать молитву так, как будто она является последней в его жизни. Тот, кто думает, будто он молится в последний раз, —несомненно, выполнит это наилучшим образом. Если же он рассчитывает, что начнет исправляться завтра, послезавтра, через неделю или через год — то это у ученых называется «طول الأمل», долгосрочные надежды, убивающие поклонение человека. Мусульманин не должен иметь долгосрочных надежд, как не имели таковых сподвижники Пророка ﷺ.
Передается, что говорил ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: «Если ты проснулся утром, то не надейся дожить до вечера. Если же ты дожил до вечера, то не надейся дожить до утра»[2]. Это был истинный путь сподвижников! Они ничего не откладывали на потом, а делали все в свое время. Совершали каждую молитву, пост, садакъа на высшем уровне, и никак иначе. Даже некоторые саляфы, когда их спрашивали: «Что бы ты добавил в этот день, если бы тебе сказали, что он последний в твоей жизни?» — отвечали: «Мне нечего добавить». Настолько на высоком уровне находилось их поклонение…
Четвертое: совершать должным образом действия перед молитвой. Прежде чем совершать молитву, человек очищается, берет омовение и направляется к мечети. Там он совершает добровольные (сунна) намазы, прежде чем совершит обязательную, потом ожидает, пока имам не встанет для совершения коллективной молитвы, — все это является преамбулой, предисловием. Тому, кто был внимателен к предисловию, Аллах откроет в молитве то, чего этот человек не ощущал прежде, откроет ему ее сокровища и общение с Ним. Однако тот, кто не обращает внимание на предисловие и торопится на молитву, хотя Пророк ﷺ сказал не бежать на нее, а идти со спокойствием[3], — берет омовение поспешно, отвлекается, когда идет на молитву, говорит о ненужном, думает о лишнем, не делает азкары, — такой человек, придя на молитву, станет думать не о ней, а о том, что происходило до нее. Поэтому те предисловия, которые есть у молитвы, — чрезвычайно важны.
Обратите внимание, что почти перед всеми молитвами есть Сунна. Она необходима для того, чтобы человек приготовился, настроился на фард-намаз. Даже совершение приветственной молитвы является подготовкой его духовного состояния к обязательной.
Подводя итоги, можно сделать вывод: «исправление» сердца, настройка его на верный лад, знания о величии данного поклонения, совершение молитвы таким образом, как будто бы она является последней в жизни молящегося и выполнение предисловий к ней, таких как полноценное омовение, азкары, ожидание молитвы в мечети, Сунна-намазы, азан и икъамат, — все это является помощью для достижения смиренности. Если человек станет учитывать и выполнять все упомянутые действия, то, если пожелает Аллах, я думаю, в этом будет только благо.
А Аллаху ведомо лучше.