Вопрос № 274:
«Какие достоверные дуа, передающиеся в Сунне, следует читать человеку, который заболел?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, да будет доволен ими Аллах, передаются четыре мольбы, касающиеся ситуаций, когда человек заболел или может заболеть.
Первое дуа передается имамом Муслимом в его достоверном сборнике в хадисе, рассказывающем о том, как Пророк ﷺ навестил одного из мусульман и увидел, что он сильно похудел от болезни. Пророк ﷺ спросил его: «Обращался ли ты к Аллаху с какими-нибудь мольбами?» Обратите внимание на то, что Пророк ﷺ интересуется, какие дуа читает человек, чтобы исправить его, если он делает это неправильно. Человек ответил: «О Аллах! Если Ты хочешь наказать меня, то накажи меня в этом мире!» — такой была его мольба. Пророк ﷺ воскликнул: «Свят Аллах! Ты не сможешь этого вытерпеть!» И Пророк ﷺ научил его правильной мольбе:
«Почему бы тебе не сказать: «О Аллах, даруй нам в этом мире благо и в следующем мире благо и защити нас от наказания Огня!»»
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
[Раббана атина фи д-дунья хасана, уа фи ль-ахирати хасана, уакъина ‘азаб ан-нар]
Затем Пророк ﷺ сделал дуа за этого человека, и Аллах исцелил его.
— Сахих Муслима, хадис от Анаса под № 2688.
Эта мольба, несомненно, является очень сильной, она читается в разных местах и в разных обстоятельствах: при болезни, во время тавафа[1], в молитвах. Это дуа следует читать каждому верующему, но особенно это касается заболевшего.
Вторая мольба против болезней приводится имамами аль-Бухари и Муслимом. Пророк ﷺ сказал: «Прибегайте к Аллаху от того испытания, которое невозможно остановить!». К подобным испытаниям относятся эпидемии, и если они распространяются, то остановить их не в человеческих силах. Сегодня все люди во всем мире пытаются противостоять эпидемии, но никто не может найти лекарство от этой болезни. Далее Пророк ﷺ обучил следующему дуа:
اللهم إني أعوذ بكَ مِنْ جَهْدِ البَلاَءِ ، وَدَرَكِ الشَّقَاءِ ، وَسُوءِ القَضَاءِ ، وَشَمَاتَةِ الأَعْدَاءِ
[Аллахумма инни а’узу бикя мин джахди ль-баля, уа дараки ш-шакъа, уа су иль-къада, уа шаматат иль-а’да]
«О Аллах, я обращаюсь к Тебе за защитой от трудностей испытания, от того, чтобы не постигло нас бедствие, дурного предустановления и злорадства врагов».
— Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под №6616; Сахих Муслима, хадис №2707.
Третье дуа приводится в достоверном сборнике у имама Муслима. Передает Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха обращался к Аллаху с такой мольбой:
اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنْ زَوَالِ نِعْمَتِكَ وَتَحَوُّلِ عافيتك وَفَجْأةِ نِقْمَتِكَ وَجَمِيعِ سُخْطِكَ
[Аллахумма инни а’узу бикя мин зауали ни’матикя, уа тахауули ‘афиятикя, уа фуджа ати никъматикя, уа джами’и сахатикя]
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от прекращения Твоей милости, и перемены (в том, что касается дарованного) Тобой благополучия[2], и внезапности Твоего наказания, и всего того, что может вызвать Твой гнев!»
— Сахих Муслима, хадис от Ибн Умара под № 2739.
То есть Пророк ﷺ прибегает к Аллаху, Пресвят Он и Велик, от того, чтобы здоровье, комфорт и благополучие человека, дарованные ему Аллахом, сменились по Его воле на болезни, трудности и бедствия. А также прибегает к Аллаху с этой мольбой, чтобы отдалиться от любых проявлений гнева Всевышнего. Понятно, что гнев Всевышнего падает на того, кто Его ослушивается.
И последнее, четвертое, дуа также приходит в сборнике Муслима. Абу Хурайра передал, что как-то один человек пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, меня вчера укусил скорпион». И Пророк ﷺ сказал ему на это:
«Если бы при наступлении вечера ты сказал:
أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ
[А’узу би-калимати-Лляхи ат-таммати мин шарри ма халякъ]
«Прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил», — тебе бы это не навредило».
— Сахих Муслима, хадис от Абу Хурайры под №2709.
Поэтому следует каждое утро и каждый вечер читать это дуа, чтобы защититься от всех болезней, от всех видов инфекций, эпидемий и так далее.
Это четыре самые известные мольбы, наиболее уместные в данной ситуации.
Здесь я хотел бы добавить еще один момент, размышления о котором не оставляют меня в эти дни. Сегодня эта болезнь наиболее распространилась в трех странах: в Китае, Италии и Иране. И я задумался: что же объединяет эти три страны?
Конечно же, Аллаху известно лучше, я не могу сказать наверняка, что мои умозаключения непременно истинны, но у меня сложилось такое впечатление, что эти страны объединяют те изменения, которые они внесли в религию на разных уровнях.
Посмотрите на Китай. Мы знаем, что это атеистическая страна, в которой на государственном уровне пропагандируется неверие в Бога. Изменения, произошедшие в этой стране, касаются врожденного качества человека — веры в Бога. Мы знаем, что каждый человек рождается с этим качеством, как сказал об этом Посланник Аллаха:
«Всякий новорожденный рождается с врожденным качеством принятия истины»
— Сахих аль-Бухари, хадис № 1385, Сахих Муслима, хадис № 2685.
— и вот в этой стране, самой большой в мире по количеству населения, пошли на изменение этого врожденного качества.
Вторая страна — Италия. Мы знаем, что самая распространенная религия в мире — это христианство, и центром самой многочисленной ветви христианства — католичества — является Италия. Никто не вносил в религию Аллаха, Пресвят Он и Велик, таких огромных изменений, как христиане. Ни иудеи, ни кто-то еще до них или после них. Они из Единобожия сделали явное многобожие.
И третья страна — Иран. Они изменили религию Ислам. Это самое яркое искажение нашей религии, которое существует на сегодняшний день, со времен сподвижников, со времен табиинов, когда возникли секты, исказившие Ислам и назвавшие получившийся продукт шиизмом. Эти люди полностью изменили религию Ислам и сделали из нее другую религию.
Вот те изменения, которые совершены в этих трех странах: изменение врожденного качества в Китае; изменение религии в общем христианами, крупнейший религиозный центр которых расположен в Италии; и изменение религии Ислам в Иране. Нигде такого больше нет. И именно в этих трех странах наибольшим образом распространилась эта болезнь и наибольшее количество жертв тоже там.
И мне кажется, что это неспроста. Это знамение от Аллаха, чтобы каждый из этих людей вернулся к Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, вернулся к Единобожию и к Сунне Пророка ﷺ.
Это должно произойти как на уровне естества, то есть те, кто отрицает Бога, должны вернуться к вере в Него; так и на уровне религии, то есть те, кто придумал троицу, кто поклоняется кресту и иконам (хотя ни Иса, мир ему, ни его апостолы не делали подобного, все это было придумано после них), должны вернуться к Единобожию. И то же самое касается шиитов, придумавших новую религию, обожествивших своих имамов и утверждающих, что они господствуют во Вселенной наравне с Аллахом, так как это вопиющее искажение религии Ислам, с которой пришел наш Пророк ﷺ.
Именно в этих трех странах сильнее всего свирепствует эпидемия, и, конечно же, это неспроста, это назидание для верующих. А в первую очередь, это назидание для людей, которые там живут. Аллах отправил им ясное послание, чтобы они задумались.
А Аллаху известно лучше.