Вопрос №56:
Должна ли женщина выплачивать выкуп, если есть шариатские основания для развода?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что развод бывает нескольких видов:
1. Развод, который в руках мужчины.
2. Развод по инициативе жены — «хула’», который начинается с предложения женщины, где она говорит примерно так: «Я хочу, чтобы мы расторгли наш брак. Я готова отдать тебе твой махр, чтобы ты меня отпустил».
Этот вопрос основывается на Аяте, который упоминается в Священном Коране, где Аллах, Свят Он и велик, говорит:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ
«Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод».
[Сура «аль-Бакара», Аят 229]
А доводом из Сунны является хадис женщины, жены Сабита ибн Кайса, да будет доволен им Аллах, которая пришла и сказала Пророку Мухаммаду ﷺ, что она не жалуется на его нравственность, на его религиозность, однако боится, что не будет благодарной тому человеку за то все благо, которое он делает для нее после того как она приняла Ислам, поэтому просит развода с ним. На что Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Вернешь ли ты ему его сад?» Известно, что этот человек сделал ее махром сад, который он подарил своей супруге. И после того как она пообещала, что вернет ему его сад, т. е. его махр, Пророк Мухаммад ﷺ сказал этому человеку, т. е. Сабиту ибн Кайсу: «Забери свой сад и отпусти ее». Этот хадис привел имам Бухари[1].
И каждому ясно, что когда мужчина женился, он давал женщине махр, и если он сейчас разведется с ней сам, то потеряет его, то есть получается, что он в минусе. И в некоторых странах махр не маленький, он бывает достаточно серьезным, и чтобы собрать второй такой махр для повторной женитьбы, мужчине потребуется несколько лет. Поэтому мужчина сам не хочет разводиться, потому что он лишится и своей жены, и того махра, который он ей дал. Однако выходом является то, что она говорит ему: «Мы не можем больше жить, у нас есть причины, чтобы развестись. Давай я тебе верну твой махр, и ты меня отпускаешь». Если они на этом согласились, то он забирает свой махр, и она становится от него свободной через одну ‘идду. После чего мужчина снова вскоре может жениться на другой женщине, ведь у него есть махр.
3. Аль-Фасх — это когда есть шариатские причины для развода, но этот мужчина не разводит ее и не принимает развод по ее инициативе «хула’», и в этом случае она обращается к знающим людям. Если в ее местности есть къадый (шариатский судья), знающие люди, муфтият, то она должна обратиться к ним и сказать: «У меня есть такие-то причины, из-за которых я хочу развестись, но он не дает мне развода и не принимает от меня хула’». Тогда знающие люди разбираются в этом деле, и, если на самом деле ее слова подтверждаются, и она имеет право на расторжение брака, они расторгают его, даже если мужчина против этого. Но делается это только в том случае, если есть достаточно оснований.
А Аллаху ведомо лучше.
Является ли махром то, что приносят невесте в Дагестане из золота и денег, или же махром является то, что она сама назначила? И когда жена выкупает развод, то если махра не было, вытекая из первого вопроса, мужчина назначает цену или она отдает то, что в состоянии отдать?
Во-первых, если жених делает подарки своей невесте золотом, серебром, посудой, одеждой, мебелью, — это является его махром. Если же подарки делаются кому-то или кем-то, кроме жениха и невесты, например, родственники жениха делают подарки родственникам невесты, то это не является махром, это подарки между семьями, которые делаются для их сближения. Однако то, что дают лично невесте и что она будет использовать в своем новом доме, например, одежда, украшения и тому подобное, — все это является махром, если исходит от жениха.
Во-вторых, если он женился на ней, но не дал ей махр, то в этом случае назначается такой махр, который подобает той или иной девушке. Иначе говоря, девушки бывают разные по возрасту, учитывается, была ли она ранее замужем или нет, есть ли у нее дети, какое у нее имущество, знает ли она Коран наизусть, имеет ли высшее образование, из семьи ли она, которая известна в этой местности или стране, и т. д. То есть существует много ситуаций, в зависимости от которых определяют махр для этой девушки. Исходя из всех этих вопросов, девушке дается подобающий ее положению махр, который определен в той или иной стране.
В-третьих, известно, что развод бывает в руках у мужчины. Однако если женщина, по обоснованным причинам, не хочет больше жить с этим мужчиной, она предлагает ему хула’, то есть выкупает себя и отдает ему его махр. Если же этого махра не существовало, то, как было сказано выше, назначается тот махр, который ей подобает. И если она определила тот махр, который ей подобает, и договорилась с мужчиной, что она отдает ему определенную сумму денег, примерный эквивалент этого махра, чтобы он ее отпустил, то этого достаточно. И такому расторжению брака по инициативе жены, основанном на выкупе себя, достаточно ‘идды в один месяц.
Хула’ (развод по инициативе жены) не является разводом (талякъ), по более сильному мнению ученых. И хула’ — это отдельный хукм шариата, который изучается в специальных книгах.
А Аллаху ведомо лучше.