Ответы на вопросы

Каким должен быть надгробный камень согласно Сунне нашего Пророка ﷺ?

Вопрос №167:
Разъясните, пожалуйста, каким должен быть надгробный камень-памятник? Дозволяется ли на нем писать фамилию, имя, отчество и дату смерти, чтобы легче было находить могилу?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Приводится в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк ﷺ запретил украшать могилы, садиться на них и возвышать их».

— Сахих Муслима, хадис № 970, т. 3, с. 61.

Запрет на это пришел из-за того, что арабы во времена джахилии украшали могилы своих умерших, делали какие-то надстройки, освещали их, сооружали на них крыши и тому подобное. Подобное делалось с целью возвеличивания этих могил, в связи с чем Пророк ﷺ запретил такие действия мусульманам.

Также передается у Тирмизи[1] в добавление к этому хадису «وَأَنْ يُكْتَبَ عَلَيْهَا» — «и писать на них», что указывает на запрет писать на могилах. Однако это добавление является «слабым», и его не принял имам Муслим, приведя только выше упомянутую достоверную часть данного хадиса.

Является правилом, что, когда один и тот же хадис приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима и этот же хадис с добавлением приводится в других сборниках Сунны, то все, что является добавленным, считается «слабым». Все эти хадисы были известны и Бухари, и Муслиму, и раз они не привели их в своих сборниках, то, значит, посчитали слабыми. То же самое наблюдается и в данной ситуации, которую мы упоминаем.

Но это не говорит о том, что дозволяется писать все что угодно на надгробьях. Ученые упомянули два условия, при которых запись разрешается.

Первое: чтобы запись на камне была сделана не с целью возвеличивания покойного. В случае, когда это пишется на дорогом камне, с употреблением различных эпитетов (таких как «высокоуважаемый», «высокопочтенный», «опекун сирот» и тому подобное); или же если гравируют на нем аяты из Священного Корана или хадисы, стихи или похвалу усопшему, — то все это запрещено, потому что приводит к возвеличиванию покойного.

Второе: чтобы запись на надгробье была необходимостью. Может случиться так, что на расширяющейся территории кладбища родственники со временем могут утерять могилу умершего. Или с трудом будут находить ее, когда захотят посетить его и сделать ду’а за него. В этом случае они могут сделать надпись только с именем покойного.

В некоторых мусульманских странах могилам присваивают порядковые номера и ведут специальные книги, в которых записывают данные покойного под тем или иным номером могилы. Подобная фиксация данных порой необходима для некоторых служб, таких как медицинская или подразделения безопасности. Возможно, после захоронения человека выяснилось, что он был отравлен, или же, наоборот, следует исключить его убийство, или же для других весомых причин необходима экспертиза. При таких исключительных случаях, когда Шариат разрешает провести эксгумацию тела, запись информации о покойном на могильном камне крайне необходима.

Доводом на это ученые приводят хадис в сборнике имама Абу Дауда, когда умер ‘Усман ибн Маз’ун, да будет доволен им Аллах, Пророк ﷺ поставил камень на его могиле и сказал:

«Это для того, чтобы я узнавал могилу моего брата и хоронил возле нее моих родственников».

— Сунан Абу Дауда, хадис № 3206, т. 3, с. 353.

Также передается, что однажды ‘Али ибн Хусейн, внук ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими Аллах, выкопал недалеко от своего дома могильный камень, на котором было написано: «Рамля бинт Сахр»[2] — имя Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, жены нашего Пророка ﷺ. Это тоже указывает на то, что сподвижники писали только имена.

С другой стороны, мне неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников или таби’инов запрещал писать имена на надгробьях. И учитывая, что добавление к хадису Пророка ﷺ о запрете является слабым, дозволяется сделать надпись на могильном камне — при тех условиях, которые мы упомянули.

 Что же касается могильного камня, то он не должен быть высоким, как и сама могила не должна быть выше одной пяди. Приводится в сборнике ибн Хиббана, да помилует его Аллах, что могила Пророка ﷺ была размером в одну пядь в высоту[3], что составляет примерно 20 см. Это тот показатель, который установлен в достоверной Сунне нашего Пророка ﷺ.

Также в достоверном сборнике имама Бухари приводится, что Суфьян ат-Таммар, один из таби’инов, видел могилу Пророка ﷺ, которая была «مُسَنَّمًا» — в виде полукруга[4]. «Санам» — это горб верблюда, с чем он ее и сравнил. Она была не в виде какого-то прямоугольника или квадрата, а виде подобной кругу поверхности, как это мы наблюдаем обычно на мусульманских кладбищах. Это также является Сунной.

Не будет лишним напомнить, что запрещается на кладбище совершать любые другие виды поклонения, кроме заупокойной молитвы «аль-джаназа» и мольбы за самого умершего.

В нашей религии в вопросах, связанных с могилами, мы должны отстраняться двух крайностей:

  • возвеличивания могил и придания им высокого статуса;
  • принижения могил: имеется в виду сидение на них, смех и ведение непристойных речей возле них, совершение запретных деяний, как, например, курение, рассказы анекдотов и т. д., — все это является неуважением к умершим.

Необходимо придерживаться того, что узаконено в Шариате по отношению к могилам, — и этого достаточно.

Что же касается записи даты смерти, я не нашел в трудах правоведов разрешения на этот счет. То, что они разрешили, касалось только записи фамилии, имени и отчества, чтобы могилу можно было отличить от остальных. Достаточно того, что дата смерти известна его родственникам.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.