Вопрос №102:
Как понимать хадис: «Приучайте детей к намазу с семи лет и наказывайте их после исполнения десяти»? Значит ли это, что по исполнении семи лет ребенок должен совершать все молитвы, не пропуская ни одну? И как относиться к нему за ее оставление: строго или мягко
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие имамы Сунны, в нем Пророк ﷺ сказал: «Повелевайте своим детям молитву, когда им исполнится семь лет, и побивайте их за ее оставление в десять лет. И разделяйте между ними в постели»[1]. Некоторые ученые назвали этот хадис слабым, но имам ат-Тирмизи назвал его хорошим. И нет сомнения, что он приемлем, тем более если о нем так высказался ат-Тирмизи.
В начале этого хадиса есть разногласия. В версии Абу Дауда сказано:
«مروا أولادكم بالصلاة»
«Повелевайте вашим детям молиться».
В версии же имама ат-Тирмизи говорится:
«علموا الصبي الصلاة»
«Обучайте детей молитве».
Поэтому, чтобы разобраться и понять хадис целиком, нужно объединить две данные версии. Ученые говорят по этому поводу: «Мы не понимали полностью суть хадиса, пока не находили все его версии и не соединяли их».
Таким образом, в этом хадисе имеется в виду, что когда ребенку исполнилось семь лет, будь это мальчик или девочка, надо начать учить его молитве и всем вытекающим из нее видам поклонения, а именно: как правильно ходить в туалет и очищаться, как правильно брать омовение, что нарушает омовение, что надо читать в молитве, какие столпы у молитвы и ее условия, и так далее.
Известно, что молитва — это самое главное в жизни человека, и нет деяния в этой религии почетнее и важнее, чем молитва, после свидетельства Единобожия. Также мы знаем, что молитва — второй столп Ислама, и это единственное поклонение, которое было приказано нашей Умме без посредника Джибрииля A. Аллах сказал об этой молитве непосредственно нашему Пророку ﷺ в ночь Перенесения «аль-Исра» и Вознесения «аль-Ми’радж» и приказал ее совершать[2], в отличие от всех других поклонений. Нет сомнения в величии этого поклонения, и никто не может отрицать его.
Поэтому с возраста семи лет родители начинают обучать ребенка этой молитве, хотя впереди еще примерно семь лет до совершеннолетия. Это также указывает на важность этой молитвы в жизни каждого мусульманина. Когда же они начинают его обучать и приучать к ней, то тут надо действовать педагогически: не надо ребенка заставлять, бить или кричать на него, давить, тем самым вызывая неприязнь к ней. Однако надо прививать эту молитву так, чтобы он полюбил ее, чтобы хотел ее исполнять, стремился идти с родителями в мечеть, выстаивать ее с женщинами в доме и так далее. Это является очень важным моментом.
Пророк ﷺ, сказав в хадисе «Побивайте их за ее оставление в десять лет», не имел в виду бить и наносить увечья ребенку, и тем более запрещено наказывать до переломов или кровоподтеков и тому подобное, а имеется в виду, например, ударить его сиваком по плечу, дать понять, как ты недоволен тем, что он не молится. Также следует донести до него, что человек должен молиться и выполнять эту обязанность, даже если она не является для него сегодня обязательной. В большинстве случаев в десять лет ребенок не становится взрослым, но почему имеет место небольшое наказание? Чтобы дать понять важность подобного поклонения.
Обратите внимание: ребенка начинают обучать с семи до десяти лет, и в течение этих трех лет иногда он выполняет молитву, а иногда нет, то есть эта тема сильно не нагнетается, однако потихоньку, исподволь идет обучение и привыкание к ней. И с десяти лет, если он оставил молитву, то следует уже показывать недовольство, иногда даже наказывать, чего-то лишать, например, каких-то игр, гаджетов и т. д. Возможно, исходя из нынешнего времени лишение перечисленных благ повлияет на него сильнее, чем просто ударить.
Каждый родитель знает своих детей лучше, чем остальные, и сможет найти к ним правильный подход. Однако если он последует тому, что сказал Пророк ﷺ, и иногда немножко ударит сиваком по плечу, тем самым дав понять, что он недоволен оставлением молитвы этим ребенком в десять лет, то это будет ближе к Сунне.
Ребенок с 7 до 13–14 лет слышит это назидание, напоминание, слышит повеление о молитве, и, обучая его подобным образом, мне кажется, только самый далекий от религии человек может после этого не быть из числа молящихся. Любой поймет важность такого поклонения и начнет его совершать, без сомнения, особенно после такого количества напоминаний.
Если люди сегодня не будут исполнять Сунну нашего Пророка ﷺ в повелении своим детям молитвы, то завтра они пожнут негатив оттого, что совершили. Если они сегодня ничего не скажут, пожалеют своих детей, то завтра, когда те вырастут и не станут молиться, родители будут нести за это ответственность перед Аллахом, потому что они не научили, не прививали детям эту молитву.
Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе:
«كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ»
«Каждый из вас пастырь, и каждый будет отвечать за свою паству»[3].
Мужчина является пастырем за свою семью, женщина является пастырем за имущество мужа, его чести и так далее, каждый пастырь, который имеет какую-то ответственность, будет отвечать за это перед Аллахом.
А Аллаху ведомо лучше.