Вопрос №88:
Можно ли есть мясо в России, в различных заведениях, таких как Макдональдс, KFC, или покупать мясо в универсамах и употреблять его?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
По поводу мяса, которое продаётся в России и других странах, где преимущественно живут не мусульмане, ученые называют некоторые условия.
Первое: человек, который режет животное, должен быть тем, от кого принимается подобное жертвоприношение, и это мусульмане и люди Писания (иудеи и христиане). Если же это животное принес в жертву кто-то другой (буддист, атеист, кришнаит, язычник), то данное мясо является запретным.
Однако возникают вопросы: «Кого мы можем сегодня считать иудеями и христианами?», «Разве это те иудеи и христиане, которые были во времена Пророка ﷺ?». Нет сомнения, что те, которые были во времена Посланника Аллаха ﷺ, совершали многобожие, придавали Аллаху сотоварищей и приписывали Ему сына. И эти же иудеи и христиане остались на сегодняшний день. Поэтому те, кто говорит: «В то время были одни иудеи и христиане, а сегодня другие, поэтому мясо их жертвенных животных нельзя употреблять», то они не имеют на это довода, потому что и те в прошлом совершали ширк, как и нынешние.
Второе: орудие для жертвоприношения должно быть дозволенным, а это острые предметы: нож из железа или камня, но ни в коем случае не орудие из костей или клыков и т. п., так как это является запретным. Животное после закалывания таким орудием становится мертвечиной, мясо его нельзя употреблять в пищу.
Третье: «аль-Басмаля» — обязательное произношение имени Аллаха над жертвенным животным. Говорит Всевышний Аллах:
وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ
«Не принимайте в пищу то, над чем не было упомянуто имя Аллаха».
[Сура «аль-Ан’ам», аят 121]
Это условие является обязательным для того, кто помнит об этом, однако если человек забыл или по невежеству не сказал, то ему это прощается. Для того же, кто помнит и умышленно не произнес «БисмиЛлях» или, что еще хуже, сказал: «С именем Пророка», «С именем такого-то умершего» — это является ширком, и он не выполнил третье условие. Прощается же для тех, кто не знает, например, для недавно принявших Ислам. В достоверном сборнике имама Бухари e упоминается хадис от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, в котором говорится, что когда из некоторых отдаленных от Медины областей привезли мясо, то они сказали Пророку ﷺ: «Мы не знаем, упоминали эти люди во время жертвоприношения имя Аллаха или нет». Тогда он сказал: «Упомяните имя Аллаха и ешьте»[1]. И как сказала ‘Айша, да будет доволен ею Аллах: «Эти люди недавно обратились в Ислам», то есть они только недавно приняли Ислам, и, возможно, они не знали об этом.
Что же касается людей Писания, то если мы точно знаем, что во время жертвоприношения они совершили ширк, т. е. сказали: «Во имя Иисуса» или «Во имя креста (или какой-то иконы)», то это является запретным, кто бы ни сказал это, будь то человек из людей Писания или считающий себя мусульманином.
К сожалению, сегодня среди мусульман есть те, кто приносит в жертву умершим праведникам, и, несомненно, это является многобожием. Соответственно, это жертвоприношение не принимается, и такое мясо является мертвечиной, которая запрещена для употребления в пищу.
Четвертое: закалывание должно происходить перерезанием жертвенному животному артерии на горле. Если это действие было произведено другим способом (за исключением охоты), например, удушением, бросанием в воду, воздействием электрического тока и тому подобное, то в таком случае мясо животного становится мертвечиной, что, как известно, запрещено. К примеру, животное упало со скалы, или получило удар от другого животного, или на него упал тяжелый предмет, или хищное животное загрызло его, — в случае смертельного исхода все это является мертвечиной и запретным для человека.
Таким образом, ученые постановили, что при соблюдении этих четырех условий мясо является «халяль» — разрешенным для употребления в пищу. Если же какое-то из этих условий нарушено, то, соответственно, такое мясо запретно для употребления.
В ситуации, когда человек сомневается в дозволенности мяса и по причине своей набожности отдаляется от сомнений, то это лучше для него, и Аллах вознаградит за отказ от сомнительного.
И если он все-таки решил отказаться от приема в пищу сомнительно мяса, то ни в коем случае не должен обязывать к этому других, говоря: «Мясо сомнительное, не покупайте его». Это его личное дело: хочет — покупает, не хочет — не покупает. Однако в том случае, если у тебя есть явные доказательства, и ты точно знаешь, что мясо не соответствует условиям дозволенности, — тогда ты обязан предупредить и предостеречь. Если же у тебя какие-то догадки или дошли слухи о сомнительности мяса, то ты можешь его не есть, и это твое дело, но у тебя нет права запрещать это делать другим людям по причине отсутствия у тебя точных знаний.
А Аллаху ведомо лучше.