Вопрос №82:
Каково общее положение пользования банковскими картами? Как пользоваться ими с минимальным вредом для религии и с максимально близким соответствием шариату и с каким намерением?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В вопросе, скорее всего, подразумеваются карты банков, которые основаны на процентах (ар-Риба). И нет сомнения, что работать и иметь отношения с подобными банками запрещено.
Бывают ситуации, когда в тех или иных странах нет других банков, кроме тех, которые занимаются ростовщичеством. Выплата заработной платы, система налогообложения, оплата разных услуг и т. д. — все связано с этими банками, и в данной ситуации у человека нет выбора. Когда же он по необходимости имеет отношения с подобными банками, то на нем нет греха.
Однако когда человек имеет выбор, но сам идет в банк и становится его клиентом, хранит свои финансы в нем, то это другая ситуация. Если у него есть возможность найти другие формы хранения капитала, например, замораживание своих денег или откладывание финансовых потоков где-то, кроме этих банков, то ему запрещается самому приходить в банки и вести с ними дела.
Если же нет никаких других вариантов, кроме как обращение к банкирам, например, компания должна где-то хранить свои финансы и ценные бумаги, и нет других возможностей сбережения, кроме банков, то это является дозволенным по необходимости. Известно, что компания, которая числится в реестре государства, обязывается зарегистрироваться в банке и открыть счет (например, для налоговых операций). Но как только возникнет возможность перевести эти финансы в исламский банк или же на исламские счета в запретных банках, то это следует сделать незамедлительно.
Сегодня банки открывают исламские счета и, насколько мне известно, в некоторых российских банках это также практикуется: есть специальные отделы, которые занимаются только мусульманскими финансовыми потоками. Поэтому надо поинтересоваться и найти их и, если есть возможность, перевести туда свои счета, чтобы не впадать в великий грех процентов. Ведь каждый, кто имел отношения с ростовщичеством, кто записывал, помогал, советовал, кто давал или брал — все эти люди будут нести за это ответственность.
На запретность риба также указывает достоверный хадис Джабира E, который сказал: «Посланника Аллаха ﷺ проклял ростовщика, того кто берёт у него в долг, делающего запись, и обоих свидетелей их сделки и сказал: “Они ничем не отличаются друг от друга”»[1].
Говорит Аллах, Свят Он и велик, в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ٢٧٨
فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ ۖ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть ростовщичества, если вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну».
[Сура «аль-Бакъара», аяты 278-279]
Ростовщичество — именно тот грех, за который Аллах объявил войну тем, кто его совершает, и я не знаю греха в Исламе, за которой была бы объявлена война, кроме как за грех ростовщичества.
А Аллаху ведомо лучше.