Вопрос №177:
Каковы наши обязанности перед пленными братьями?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Как известно, борьба между добром и злом не остановится и продолжится до скончания веков. И в этой борьбе, несомненно, будут испытания. Говорит Всевышний Аллах в Коране:
فَإِنَّهُمۡ يَأۡلَمُونَ كَمَا تَأۡلَمُونَۖ وَتَرۡجُونَ مِنَ ٱللَّهِ مَا لَا يَرۡجُونَۗ
«Их постигает боль, как и вас постигает боль. Однако вы надеетесь на Аллаха в том, на что они не надеются».
[Сура «ан-Ниса», аят 104]
Поэтому нам, людям, которые следуют откровению и посланникам, живут согласно ему, есть на что надеяться. Мы надеемся на своего Господа. Тем же, кто является безбожниками, атеистами, людьми, воюющими с религией и Истиной, не на что надеяться. И, разумеется, понятно, на чьей стороне будет победа. Однако это только лишь испытание, которое мы должны достойно пройти.
Необходимо понимать, что испытания существовали во все времена. Во времена Пророка ﷺ и до него, в период праведных халифов, сподвижников, таби’инов (последователей сподвижников) и после них. Испытания были и не перестанут иметь место в нашей жизни. Если кто-то думает, что нами будут довольны противники Ислама и оставят нас в покое, что мы будем жить без испытаний, то он сильно ошибается.
Трудности закаляют мусульман, укрепляют и возвращают в лоно религии, давая понимание тех милостей, в которых мы находимся. В то же время, не будь этих испытаний, люди не осознавали бы милости Аллаха и не воздавали хвалу Всевышнему за них.
Лишением свободы были испытаны и наши предшественники: сподвижники, табиины, великие имамы нашей Уммы. В тюрьму сажали таких имамов, как Абу Ханифа, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада ибн Ханбала. Тем не менее, из-за этого их авторитет не уменьшился, и их знания не были оставлены мусульманами. Напротив, Всевышний Аллах возвеличил эти имена, потому что их сажали в тюрьму, оклеветав, по несправедливости.
В конечном итоге никто не помнит тех, кто сажал этих имамов в тюрьму. А если и знает о них, то вспоминает, только лишь порицая их поступки. Однако упоминая этих великих имамов, люди по сегодняшний день говорят: «Да помилует его Аллах». Сотни миллионов мусульман со всего мира с почтением вспоминают эти имена, берут знания из их трудов и всегда делают за них ду’а.
Так что же необходимо сделать простым мусульманам?
Передается в достоверном хадисе у имама Бухари, да помилует его Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
فكوا العاني وأجيبوا الداعي
«Сделайте так, чтобы освобождали пленников, и отвечайте тем, кто призывает вас».
— Сахих Аль-Бухари, хадис 7173, т. 9, с. 70[1].
Это приказ от нашего Пророка ﷺ.
Исходя из данного хадиса мусульмане обязаны сделать все возможное по отношению к братьям и сестрам, находящимся в плену у врагов религии. Ведь их пленили только за то, что они говорят: «Наш Господь — Аллах», только за то, что они — единобожники. И известно, что в то же время убийцы, насильники, коррупционеры, которые являются истинными преступниками, находятся на свободе, выкупив себя, и их никто не трогает. При этом тех, кто призывает к доброму, хорошему, полезному, сажают в тюрьму и испытывают.
Многие думают, что если он — простой мусульманин, то не может ничего сделать, кроме ду’а. Несомненно, ду’а — это самое лучшее, что он может предпринять, и является оружием верующего. Всевышний Аллах поведал историю Мусы, мир ему, и его народа, сказав:
فَلَمَّا تَرَٰٓءَا ٱلۡجَمۡعَانِ قَالَ أَصۡحَٰبُ مُوسَىٰٓ إِنَّا لَمُدۡرَكُونَ ٦١ قَالَ كـَلَّآۖ إِنَّ مَعِيَ رَبِّي سَيَهۡدِينِ٦٢
«Когда оба сборища увидели друг друга, сказали сподвижники Мусы: «Нас непременно настигнут». Он (Муса) сказал: «Нет! Поистине, со мной Господь мой, и он укажет мне путь (к нашему спасению)»».
[Сура «аш-Шу’ара», аяты 61-62]
Это удивительная история. Народ, бывший долгое время в рабстве и вышедший из этого гнета, был окружен. У них не было ни оружия, ни войска, ни кораблей. Перед ними море, а позади — войско Фараона. Но Аллах помог этому народу, потому что они последовали пророку Мусе, мир ему. Дойдя до края моря, они сделали ду’а, и Аллах спас их. Поэтому не надо быть в невежестве относительно мольбы, которая является оружием верующего.
Также простые мусульмане в силах сделать многое, помимо мольбы. Приведем лишь некоторые примеры:
- распространять информацию о несправедливом аресте мусульманина или мусульманки;
- нанимать самых лучших адвокатов в этой местности для защиты их прав, даже если адвокаты не мусульмане;
- обращаться в правовые организации, расположенные внутри страны и за ее пределами. Подобные организации лучше осведомлены о том, что следует предпринять при возникновении таких проблем и как повлиять на их ход. Они могут дать советы, написать резолюции, направить письма, что часто является весьма полезным;
- помогать родственникам арестованных таким образом, как будто они ваши близкие. В первую очередь, их семьям: детям и престарелым родителям, за которых заключенные братья и сестры беспокоятся больше, чем за себя. Помощь необходимо оказывать до тех пор, пока не закончится это испытание.
Нет сомнения, что эффект от всех этих мер будет зависеть от того, какое количество людей вовлечено в них. Необходимо стараться сообща и всем прилагать усилия, чтобы никто не оставался в стороне в качестве наблюдателя.
А Аллаху ведомо лучше.