Вопрос № 242:
«Как понимать хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда солнце закатится, удерживайте своих детей дома, ибо поистине, это время, когда на земле распространяются шайтаны»? Имеется в виду время, когда солнце только начало уходить за горизонт и когда нельзя совершать намаз, или время молитвы магриб, когда солнце уже скрылось за горизонтом?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
На этот счет есть два достоверных хадиса:
В первом хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, да помилует их Аллах, Пророк ﷺ говорит:
«Держите ваших детей поближе к себе с наступлением ночи, ибо, поистине, в этот период по земле расходятся шайтаны, а по прошествии некоторого времени можете отпускать их».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 3280; Сахих Муслима, хадис № 2012.
Поскольку этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим, он является в высшей степени достоверным. Разъясняя этот хадис, ученые сказали, что удерживать детей при себе необходимо с момента, когда начинает заходить солнце и сгущается тьма, и до того момента, когда солнце полностью скроется за горизонтом.
Далее Пророк ﷺ сказал: «… а по прошествии некоторого времени…» Сколько именно времени должно пройти? Здесь арабское слово «ساعة» [са’а] не означает 40–60 минут, как это принято сегодня, а имеется в виду просто некоторый промежуток времени из ночи. Поэтому, если прошел некоторый временной отрезок ночи, то можно выпускать детей, не подвергая их опасности со стороны распространившихся шайтанов.
Второй хадис приводится у имама Муслима, да помилует его Аллах, и он разъясняет и дополняет первый хадис. Пророк ﷺ сказал:
«Не отпускайте своих детей, а также животных[1], когда садится солнце, пока не пройдет время между магрибом и ночным намазом. Поистине, в это время распространяются шайтаны».
— Сахих Муслима, хадис № 2013.
Здесь время, когда шайтаны представляют сильную угрозу, указано более конкретно: между магрибом и ночным намазом. Этот промежуток времени называется «فَحْمَة العِشاء» — «уголек ночи».
В это время не следует отпускать детей из дома. Однако, если человек вышел вместе с детьми в мечеть или по каким-то своим делам, или же дети, находятся вне дома, но поминают Аллаха и читают азкары, которые по воле Всевышнего Аллаха являются защитой от шайтанов, то в данном случае нет ничего страшного в том, чтобы дети находились на улице.
В заключении скажем, что промежуток времени, указанный в приведенных нами хадисах, дети могут находиться на улице, не подвергаясь опасности со стороны распространяющихся шайтанов, в двух случаях:
- под присмотром родителей или других взрослых;
- читая вечерние азкары, установленные в Сунне.
Нет сомнения в том, что поминающий Аллаха верующий находится под Его защитой от зла всех Его творений.
А Аллаху известно лучше.