Ответы на вопросы

Когда имам читает суру аль-Фатиха с ошибками

Вопрос №38:
Зашел в мечеть на ‘иша, когда имам читал суру «Аль-Фатиха» с ошибками. Как быть в таком случае

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Человек, пришедший в мечеть и обнаруживший, что имам читает молитву с ошибками, должен знать, что ошибки в Коране бывают двух видов:

اللحن الجلي — явные ошибки, которые может определить любой мусульманин, читающий Аль-Фатиху;

اللحن الخفي— скрытые ошибки, которые может определить только специалист в науке таджвида.

Поэтому надо определиться, кем является спрашивающий. Если он специалист по наукам Корана: изучает Коран и изучает таджвид, — то он обнаружит во многих мечетях ошибки в чтении имамов, которые не знают таджуид на таком уровне, как знает он. Если же спрашивающий простой мусульманин, который, несмотря на то, что не является специалистом этой науки, находит явные ошибки в чтении имама, — то здесь тема меняется, и ответ на этот вопрос будет не такой, как в первом случае.

Если человек приходит в мечеть и находит имама, который читает с явными ошибками, понятными каждому мусульманину, знающему аль-Фатиху, то он не имеет права за ним читать молитву. Такой имам может быть имамом только для себе подобных или тех, у кого еще ниже уровень знаний этой суры. То есть мы не говорим, что он не может быть имамом вообще, но он может быть имамом для тех, кто читает как он, или даже хуже.

Однако тот, кто читает лучше, чем он, и видит эти ошибки, не молится за ним, потому что это запрещено, и ему нужно искать мечеть, где читают аль-Фатиху правильно, без явных ошибок.

Если же он является специалистом и находит, что большинство имамов читают с ошибками, то здесь нюанс в том, что их ошибки являются скрытыми. Это для него они явные, потому что он специалист и изучал науку, но для большинства людей они являются скрытыми. Поэтому разрешается молиться за этими людьми однозначно. В данном вопросе есть разногласия, и некоторые ученые сказали, что специалист не имеет права молиться за тем, кто читает со скрытыми ошибками. Но более сильное мнение — обратное: если его ошибки являются скрытыми, которые касаются только специалистов, то всем разрешается молиться за ним.

Приведите, пожалуйста, примеры явных ошибок.

  • Он не делает ташдид (удвоение): вместо إيَّاكَ «иййака» говорит إيَاكَ «иака» — он упустил букву, и так далее.
  • Если он читает букву неправильно: вместо ذ читает ز,  вместо زчитает س и т. д. — это явные ошибки, которые меняют смысл данного слова, смысл Аята.
  • Если читает неправильно огласовки в словах.

Когда ошибки являются явными, понятными для всех мусульман, этого человека надо призвать грамотным образом. Если он старше, то постараться сделать это через других старших людей, потому что, как это бывает обычно во всех народах, люди не слушают тех, кто моложе их. Поэтому следует позвать того старшего, кого он уважает, чтобы тот сделал напоминание ему и обучил его суре аль-Фатиха, дабы впредь читать ее правильно, и люди могли бы за ним молиться. Если же за ним молятся такие же, как он, или ниже, то это является дозволенным. Потому что мы знаем, что огромное количество мусульман сегодня молятся в мечетях, но, к сожалению, нет тех, кто обучил бы их делать это правильно. Это уже проблема не данных людей, а тех, кто получил знания, но не преподает, не обучает, не распространяет Коран и Сунну.

Если человек не может произнести Аяты должным образом из-за дефекта речи, а также если есть еще явные ошибки в других сурах, помимо аль-Фатихи?

Тогда имамом становится тот, кто правильно читает Коран. Тот человек, который имеет дефект в языке, в связи с чем не может правильно читать Коран, не становится имамом, его молитва дозволяется только для него самого, и этот физический дефект для него является оправданием для подобной молитвы. Однако это не является оправданием для тех, для кого он становится
имамом, — его не надо выставлять имамом, пока он не вылечится, не уберет свой дефект.

Что касается других сур, то там эта тема менее сильна, то есть если эти суры читают с дефектом и с какими-то ошибками, это не влияет на приемлемость молитвы или неприемлемость, потому что чтение сур не является условием для данной молитвы или ее столпом, каковой является аль-Фатиха, без которой молитва не принимается. Поэтому, что касается других сур, то в этом отношении есть послабления.

Конечно же, надо обучать, распространять правильное чтение Корана, таджуида — и это очень легкая наука, которую можно осилить за пять-десять уроков. Самая большая проблема не в людях, которые хотят обучаться, а в том, что нет тех, кто бы обучал их. Поэтому те, кто изучил шариатские знания и живет среди этих людей, обязаны обучать. Это не просто добровольное деяние, а обязательство научить людей правильно читать Коран, научить их Сунне и правильным вероубеждениям — это является основой.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.