Вопрос № 15:
«В каких случаях нельзя принимать подарки?»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Принимать подарки, ровно как и дарить их, в своей основе является сунной. Однако есть несколько ситуаций, когда запрещается дарить и принимать подарки. Эти ситуации можно упорядочить в десять видов.
Первый: когда человек берет подарок от того, кто является «аль-маннан». Это тот человек, который после того, как что-то дарит в подарок, говорит об этом, как будто бы он сделал одолжение. Есть такие люди, которые, сделав что-то, постоянно твердят, говоря: «Я сделал такому-то то-то и то-то». Нет сомнения, что это является запретным, и если подарок исходит от такого человека, то запрещается брать его. Передается в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскрешения, не посмотрит на них, и им уготовано мучительное наказание», и упомянул оказывающего благодеяния людям, который не дает ничего, чтобы не упрекнуть этим[1].
Второй: когда подарок дается женщине без знания ее махрама. Здесь подразумевается женщина, которая является чужой и не является родственницей или женой, то в таком случае запрещено дарить ей подарок, кроме как с условием, что ее махрам будет знать об этом.
Третий: когда подарок дается служащему, человеку, служащему в какой-то организации — в государственной или частной. Когда этому человеку приносят подарки, они являются запретными, как это было во времена Пророка ﷺ, который отправил одного человека из племени Азд собирать закят, а когда он вернулся и сказал: «Это — закят, а вот то, что мне подарили», Пророк ﷺ ему ответил: «Если бы он сидел у себя дома, принесли бы
ему эти подарки?»[2], имея ввиду, что этот подарок запретен для него, так как ему подарили его из-за того, что он является должностным лицом, а подарки должностным лицам являются запретными.
Четвертый: подарок не мусульманину в день его праздника. У христиан, иудеев и многобожников есть свои праздники, и в эти праздники запрещается им делать подарки, потому что это является возвеличиванием этого дня, что является для мусульман запретным. Однако в том, что касается приема от них подарков сделанных в их праздники, то по этому вопросу имеются разногласия среди ученых, и более сильное мнение это то, что разрешается принимать подарки от немусульман в их праздники.
Пятый: когда подарки, которые дарит человек своим детям нарушают справедливость к ним. Родители должны быть справедливы в подарках своим детям, поэтому подарки должны быть примерно одинаковыми для всех детей в том, что касается стоимости, качества и т. п. Что же касается подарков, которые дарит родитель за какие-то успехи, — то это отличается от данного вида. Поэтому он может сказать: «Кто выучит джуз Корана, или выучит сто хадисов, или сделает такое-то деяние, — тому будет такой-то подарок». И если ребенок выучит и получит подарок, то не обязятельно дарить подобные подарки остальным детям, которые не выучили того, что выучил первый, так как это уже подарок за определенное деяние.
Шестой: подарок, который делает должник своему заемщику. Например, если кто-либо взял у другого в долг, а потом дает ему подарок, то это является запретным, потому что в данном случае долг приносит заемщику пользу, которая расценивается как «ар-риба». Исключением является ситуация, когда между этими людьми имеют место отношения, при которых обоюдные подарки между ними, как нечто естественное, в этой естественной ситуации такое дарение разрешается.
Седьмой: подарки, которые можно назвать взяткой. Примером служит история Наджаши, да помилует его Аллах, когда к нему пришли къурайшиты с подарками, дабы он отдал им сподвижников, которые переселились в его страну[3]. Это было взяткой, так как они хотели дать ему подарки, чтобы он вернул им сподвижников, а взятка является запрещенной, как бы она ни называлась.
Восьмой: когда сам по себе предмет подарка является запретным. Например, музыкальные инструменты, спиртные напитки и тому подобное. Такой подарок является запретным, и его запрещается дарить и принимать.
Девятый: когда подарок сам по себе не является запретным, но он был добыт запретным путем. Например: то, что украдено, взято в обход закона, хитростью, с помощью аферы и так далее, — все это запрещается дарить и брать в подарки. А человек, который имеет такое имущество, должен вернуть его настоящему владельцу.
Десятый: когда подарок делают паломнику в виде мяса животного, пойманого на охоте специально для него, как было в истории Са’ба ибн-Джусаса аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, принесшего мясо того животного, на которого охотился ради Пророка ﷺ. Пророк ﷺ не принял это[4], потому что он был паломником, и все, что приносят паломнику из дичи, на которую охотились именно для этого паломника, является для него запретным.
Это основные десять видов подарков, которые являются запрещенными.
А Аллаху ведомо лучше.