Ответы на вопросы

Коротко о разводе в Исламе

Вопрос № 272:

«Как правильно разводиться?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُوا الْعِدَّةَ ۖ 

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока и ведите счет этому сроку»
[сура «ат-Талякъ», 1 аят].

Человек, желающий развестись, обязан знать, как это правильно делать. Также и тот, кто хочет жениться, обязан знать, как правильно заключать брак.

Развод в Исламе бывает двух видов:

1)   развод по Сунне,

2)   развод по нововведению.

Развод по Сунне — это большая тема, которой в университете посвящается несколько лекций. Здесь мы объясним самое главное, что должен знать каждый мусульманин, который хочет развестись со своей женой.

По Сунне развод должен происходить в период чистоты женщины, причем в этот период чистоты не должно быть близости между супругами. Что это означает? Хайд или послеродовое кровотечение у женщины закончились, она очистилась и после этого между ней и мужем не было близости — в это время он имеет право с ней разводиться: от этого очищения до следующего хайда при условии отсутствия близости он может с ней развестись в любой момент. Если же после ее очищения муж имел с ней близость, то он не имеет права разводиться, пока не пройдет еще один хайд и она не очистится от него. Он должен ждать примерно месяц, у кого-то больше, у кого-то меньше, чтобы развестись с ней. Так установил Всевышний Аллах в вышеупомянутом аяте.

Ты не разводишься, когда тебе этого захотелось или когда ты в гневе, такого нет в этой религии. В этой религии всему отведено свое место, у всего есть свои рамки и порядок. Если ты мусульманин, женился по Исламу, то и разводись по Исламу. Если же ты немусульманин, то с тобой другой разговор. Но если ты считаешь себя мусульманином, ты должен разводиться как мусульманин, а не как нечестивец, распутник или неверный.

Итак, первое условие развода по Сунне — он должен быть дан в период чистоты женщины, в котором не было близости между супругами.

Второе условие — в это время он должен дать ей только один развод. Он должен ей сказать только одно слово: «Ты разведена», — не два и не три раза. Если он хочет делать все по Сунне, он говорит жене один раз: «Ты разведена». Приходит ее следующий хайд, она очищается после него — и только тогда он говорит ей второй раз, что она разведена; затем приходит третий хайд, и уже после него он дает ей третий развод. После этого она окончательно перестает быть его женой.

В следующих случаях, когда нет возможности подсчитать определенный срок, можно давать развод жене в любое время:

  • женщина является беременной, поэтому у нее нет хайда;
  • у женщины уже не бывает хайда;
  • женщина вышла замуж в столь юном возрасте, что у нее еще нет цикла.

Однако развод с женщиной, у которой есть хайд или нифас (послеродовое кровотечение), должен соответствовать упомянутым выше правилам.

Также необходимо упомянуть, что дозволяются два талякъа, после которых муж может вернуть жену, как говорит Всевышний Аллах:

الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ 

«Развод допускается дважды, после чего следует либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму»
[сура «аль-Бакъара», 229 аят]

После первого или второго развода жену можно вернуть, однако после третьего она становится абсолютно чужой для бывшего мужа и не может к нему вернуться до тех пор, пока не выйдет замуж за другого человека по желанию, а не из хитрости, и не избавится от этого второго брака естественным образом: либо путем естественного, не из хитрости, развода, либо вследствие смерти мужа. Только тогда она может вернуться к своему первому мужу.

Можно ли вернуть жену, если дал ей один развод и не возвращал ее в течение трех циклов?

Если вы дали жене один развод и не вернули ее в течение трех циклов, то вы можете заключить с ней новый никях с новым махром, если она этого захочет. Но она может и не захотеть, так как это новый брак.

Возвращать жену муж имеет право в тот цикл, когда он ей дал развод, в следующий за ним и в третий после него. После третьего цикла он уже не может вернуть ее, но ему дозволяется заключить с ней новый брак, с соблюдением всех условий необходимых для этого.

Это все может быть непонятным для начинающих, поэтому советую обращаться к знающим людям, живущим рядом с вами, чтобы пройти эти уроки более подробно и детально, потому что в некоторых из этих вопросов есть разногласия и разные мнения.

Также часто задаваемый вопрос: «Как вы думаете, если был талякъ по нововведению, то принимается он или нет? Какие есть мнения у ученых по этому поводу?» На такие вопросы невозможно сразу ответить, потому что каждый случай индивидуален. Не выслушав все стороны, не разобравшись в ситуации, нельзя ответить на этот вопрос. Можно дать чисто теоретический ответ, но на практике часто бывает все совсем иначе. Поэтому такие вопросы следует рассматривать на месте в присутствии знающих людей, чтобы муж и жена обсудили сложившуюся ситуацию со знающим человеком, который выслушал бы их и дал услышанному шариатскую оценку.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
9 Ша’бан 1441 г. (02.04.2020)